X Престольные праздники

отрывок из свидетельства Г. Добровольского “Во Свете Писания”

В православной церкви есть обычай, каждый приход и каждый храм посвящать имени какого-либо святого, или целому событию из Св. Истории.

В памятный день этого святого церковь устраивает большое торжество, приглашает по этому случаю высшего церковного иерарха, торжественно поет хор.

Руководители прихода в этот праздник стараются сделать все возможное, чтобы богослужение было торжественным.

Такой день называется “храмовым днем” или престольным праздником.

Бывало, в небольшое село сходилось из окрестных деревень до двух тысяч народа. Так как церковное помещение не могло вместить столько людей, то большинство вообще в церковь не заходило, а толпились в церковной ограде. На такие престольные праздники устремлялись разные ”коробейники” со своими товарами. Они раскладывали свои товары вблизи церкви или даже в церковной ограде. В то время, когда в церкви шло богослужение, вне церкви раздавались охрипшие голоса торговцев.

Тут же продавались и предметы религиозного культа: иконы, крестики, разные образа, песенники, молитвенники, а также дешевая по цене и по содержанию литература, вроде сказок про ”Соловья – Разбойника”, “Али-Бабу”, “Синюю Бороду”, и тут же, продавались ”Оракулы”, “Сонники”, всякого рода гадания в конвертах ”со счастьем”, т.е. с дешевыми украшениями для девушек. Также продавались брошки, булавки, перстеньки, серьги и многое другое. Немного подальше от церкви устанавливались разные карусели, стрельбища, где можно было за удачный выстрел получить игрушку. Иногда на престольные праздники в села и местечки приезжали клоуны и кукольные театры.

Все это, конечно, привлекало массу народа. В действительности люди не шли для молитвенного общения, а шли на “ярмарку суеты”. У местных и у приезжих трактирщиков, как и у торговцев, в такие праздники бывал хороший заработок.

Печальным было то, что возле самых церковных входных дверей толпились калеки, слепцы, вообще попрошайки. Они не давали прохода людям, протягивая руки, просили милостыню.

Как только богослужение подходило к концу, люди спешили выйти из церкви и тут же направлялись в трактиры и кабаки, переполняя их. Туда же спешили все нищие и калеки и там же пропивали все то, что выпрашивали.

Оказывалось, что многие из этих слепых и калек вовсе такими не были. Они просто притворялись и выпрашивали себе на выпивку.

В престольный день было весело и шумно в каждой хате.

Местный священник приглашал в свой дом приезжее духовенство. О том, как они проводили время после службы я не намерен описывать, но многие прихожане знали, как веселились в престольный праздник “батюшки”.

В связи с этим хочется обратить внимание на такие вопросы:

Были ли престольные праздники полезными для духовной жизни прихожан?

Прославлялся ли вообще Господь в такие праздники, или огорчался?

Что об этом думали духовные пастыри?

Кстати, мне вспомнилось время, когда много нашего народа после войны оказалось в лагерях в Германии. Сразу же начали организовывать церковные приходы, строить церкви, посвящая их имени какого-либо святого по старому обычаю. Вспомнили и о престольных праздниках. На эти праздники приглашали высших церковных иерархов, других священников. После службы устраивались общие обеды для прихожан и для гостей.

Конечно, это было хорошо, если бы прихожане, как братья во Христе провели час-два за общим столом, поделились своими мыслями, впечатлениями, полезными для души.

Однако, так не было. Хорошо подвыпив и, накурив так, что дым стелился облаком, за столами начинали петь песни, но не такие, какими можно прославить Господа. Потом начинались споры. Такие обеды часто кончались неприятностями.

Возможно, что о таких “престольных праздниках” не стоило бы вспоминать, но они являются характерными для нашего народа, которому духовные пастыри дают особый эпитет религиозного и набожного. Пастыри призывают народ крепко держаться обычаев наших отцов, умышленно забывая о том, что отцы наши сами не знали живого Бога и детей своих не привели к познанию Истины.