ОБРЯДОСЛУЖЕНИЕ

Михаил Горохов,бывший сотрудник издательского отдела Свято-Троицкой Сергиевой лавры, в течении многих лет выступавший с духовными беседами по всей России, но затем разочаровавшийся в православии, даёт следующую оценку иконопочитания: “В первые три века христиане не имели изображений для поклонения. Исключение составляют еретики-гностики, которые имели изображения Платона, Аристотеля, Пифагора и Христа. Гностики считали, что образ Христа был сделан Пилатом, украшали его венцами и поклонялись ему, как язычники (Ириней Лионский.”Против ересей”).

Ириней Лионский считает, что все ереси ведут начало от Симона-волхва. Есть сведения о том, что статую Христа сделала в благодарность исцеления кровоточивая женщина (Мф.9:20-22). Есть предание о нерукотворном образе Христа, который, конечно же, не сохранился. Но вера христианская утверждается не на слухах и домыслах, но на откровении Божием. И исполнять христианин должен ясные заповеди Божии, которые никто отменить не может. Поскольку было много обращённых ко Христу из язычников, то, по-видимому, иногда появлялись и некоторые изображения. Около трёхсотого года был созван Эльвирский собор, запретивший делать изображения в храме.

Язычники считали христиан за безбожников именно потому, что у них не было предметов для религиозного им поклонения.

Когда император Константин, а вместе с ним и вся языческая империя вломилась в церковь Христову и христианство стало официальной и государственной религией, то цари земные стали строить храмы-дворцы, богато украшать их. Резко увеличивается число праздников, чтобы удовлетворить запросы язычников, влившихся в Церковь Христову. Появляются во множестве всякие изображения и предания, оправдывающие их появление. Начинается поклонение предметам, курение для них ладаном, возжжение пред ними светильников. Богослужение изменяется до неузнаваемости и становится символическим, обрядовым, театральным – более обрядослужением, чем богослужением.

Почему церковные писатели до четвёртого века, например Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст в своих трудах не упоминают о поклонении иконам, мощам, ангелам, Деве Марии?

Православные, если бы подобные вопросы вам задал баптист, то вы могли бы с раздражением отмахнуться, сославшись,что внешний человек в этом ничего не понимает.Но эти вопросы возникли внутри православия, у того, кто постепенно осознал, что ваше современное “обрядослужение” совершенно не соответствует тому, как поклонялись Богу христиане в первые три века.