V Поминание усопших

отрывок из свидетельства Г. Добровольского “Во Свете Писания”

Как за здравие живых, так и за упокой умерших, вынимаются частицы из просфор во время Проскомидии в таком самом порядке.

Но имеются еще специальные “Поминания”, совершаемые во время Великого Поста перед Пасхой.

По обычаю Православной Церкви, такие поминания совершаются каждую субботу во время поста, почему и называются ”Поминальными Субботами”.

В это время все православные стараются исполнить эту обязанность.

Теперь эти Поминания приняли несколько иную форму. Но если вернемся к дореволюционному времени, то увидим очень интересное явление.

Для такого поминания также нужно было иметь просфору, книжечку-поминальник, а также определенное пожертвование деньгами, и другие хлебы.

Эти хлебы обычно были белыми, по несколько килограммов весом, количеством в три. К этому добавлялась головка сахара весом в несколько фунтов или банка меду.

Если село было в несколько сот или в тысячу дворов, и каждая семья приносила по три хлеба и по головке сахара /или банке меда/, то можно себе представить сколько этих продуктов собиралось в течение Поста.

К этому еще и деньги. Это все делили между собою Церковный Причт, причем, Священнику принадлежало две части, а дьякону – одна.

Если был еще и диакон, то и для него причиталась часть. Поэтому настоятели часто не хотели иметь диакона, чтобы не делить с ним доходы.

Что же они делали с таким множеством хлебов и сахара?

Хлебом кормили скот и свиней, а также домашнюю птицу в то время, когда многие из жертвователей не имели достаточно хлеба для пропитания семьи.

Но разве это обстоятельство кого-либо касалось? Таков был обычай и порядок, – иначе поминание за умерших неслужилось.

Кто хотел для своих усопших Царствия Небесного, должен был платить, как деньгами, так и натурой.

Интересно, как совершались эти “жертвоприношения” за упокой душ усопших рабов Божиих?

Согласно с требником, на “Проскомидии” также вынимались частицы на каждое имя со словами: ”Помяни Господи”.

Если, как упоминалось, могла быть тысяча семейств, то поделив на пять суббот /приблизительно/ приходилось около 200 поминальников на каждую.

В каждом поминальнике в среднем 30 имен. Поэтому надо было произнести около шести тысяч имен со словами: ”Помяни Господи” и вынуть столько же частиц.

Эта процедура могла занять несколько часов. Но, к удивлению, священники сумели все это вместе с целой Проскомидией исполнить в течение не более тридцати минут.

Как же они это делали? Я спрашивал старых священников. Они разъясняли мне, что они никогда так не делали, как написанов служебнике, ибо это невозможно сделать.

Они общее число поминальников делили на две части, и иногда, даже, на четыре.

Если служил сам, то делил на две части. Из одной части прочитывал имена, если их было немного, и вынимал частицы, провозгласив вначале: ”Помяни Господи тех, чьи имена в этой книжице,  имена их Ты, Господи, знаешь”. А тогда читал подряд имена, и откладывал их в сторону. Вторую часть поминальников он читал во время Заупокойной Ектеньи; и все было в порядке.

Если же был и диакон, то было еще лучше, ибо читали только по одной четвертой части.

Так священники упрощали свою работу с этими поминаниями, на которые наивные люди возлагали столько надежд.

Знали ли они об этом? Конечно, нет!

Ибо если бы знали, то, наверное, не промолчали бы. Если бы село знало об этом, то наверняка обратились бы к епископу с жалобой на священника.

Но и епископ, вероятно, об этом знал, ибо и сам когда-то делал также.

Такие поминки были обязательными в течение Поста, а в течение года, кроме того еще делались для тех, кто считал это нужным, чтобы помочь родственникам попасть в рай.

Тут большие хлебы не были обязательными, но все же их часто приносили, чтобы панихида была ”более действительной”.

Панихиды есть разные.

За недавно умерших, – в день похорон; на шестой день после похорон;на сороковой день; полгода; а дальше по желанию родственников почившего.

Это все делалось с надеждой, что таким способом вымолится прощение грехов умершему и он поселится там, ”где все праведные почивают”.

Тут необходимо обратить внимание на одну подробность.

Бывает так, что перед смертью того или иного ”раба Божьего”, позовут священника, и умирающий успеет ”исповедаться” и принять”причастие”, т.е. ”соединиться со Христом”.

Таким образом, когда человек соединился со Христом, и Христос простил ему грехи, а следовательно он перешел в ”жизнь вечную”, то, кажется, все должно быть в порядке, и мы можем с искренним сердцем пожелать всем такой блаженной кончины.

Но в православии это далеко не так.

Говорится официально и пишется, что такой-то ”раб Божий”соединился со Христом, а в действительности, этому утверждению не верят, ибо во время похорон не благодарят Бога за то, что Он простил грехи умиравшему во время исповеди и за то, что принял в Свои обители, того, кто вкусил от Его тела и Крови, но просят о ”прощении ему грехов вольных и невольных”. И так без конца.

Такое поведение является или недоверием Христу, или ложным учением, а точнее сказать – и то, и другое.

Над могилой говорится, что такой-то отошел к Господу, а в действительности выходит, что это неправда, так как сейчас же после этого возносят молитвы опрощении ему грехов, а семья усопшего всю свою жизнь, если имеет возможность, нанимает священника для совершения панихид, т.е. чтобы он вымаливал у Господа тоже самое прощение грехов и упокоение со всеми праведными.

Мы вспоминаем ту истину, которую сказал Христос в притче о богаче и Лазаре.

Он ясно поучал о том, что нет никакого перехода из рая в ад, и из ада в рай.

Допустим (хотя это противоречит Учению Христа), что какая-то возможность перехода вскоре имеется, если за усопшего будут хорошо платить и искренно молиться. Но что же тогда будет с теми, за кого некому платить и молиться?

Но это лишь тогда, когда умиравший не имел возможности позвать священника для исповеди и причащения. Но если он исполнил все положенное с искренним сердцем, то почему тогда не доверять Христу?

С другой стороны: бывают такие случаи, что умирающий не хочет и слышать о покаянии и исповеди, ибо он ни во что не верит, о Боге не хочет слышать. Но как только он сомкнет очи, семья нанимает священника и тот исполняет над ним похоронный обряд, согласно православному требнику, отпевая его обычным путем: ”упокой Господи, душу почившего рабаТвоего”. ”Со святыми упокой” …Также просит”покоить его со всеми праведными” и еще ”сотворить ему вечную память”.

Можно ли допустить еще большее оскорбление Бога? Не кощунство ли это? А ведь это случается так часто!

Напрашивается сами собою вопрос: не является ли это просто комедией, влекущей за собою ужасные последствия? Обманутые миллионы грешников покидают этот свет в надежде, что кто-то вымолит для них прощение грехов. Ни они сами, ни те, что”вымаливают” не знают Истины, открываемой о них Священным Писанием: ”Между мертвыми брошенный, – как убитые , лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты” (Пс.87:6) О них Господь вспоминает уже тогда, когда затрубит труба Архангела и они встанут, чтобы предстать на суд Божий, а теперь они от руки Его отринуты и Он не вспоминает о них. А если кто-либо старается о них напомнить Богу, то Он не слушает и лицо Свое отворачивает от таких  молений.

Об этой Истине должен бы знать каждый, кто осмеливается называть себя Христианином.