IV Поминание живых

отрывок из свидетельства Г. Добровольского “Во Свете Писания”

Мы упоминали уже что, во время приготовления к служению Литургии, т.е. на Проскомидии, из просфор, поданных прихожанами вместе с поминальными книжечками вынимаются частицы по числу имен, записанных в книжечке.

В поминальных книжках записаны имена всех близких и дальних родственников; отдельно живых (за здравие) и отдельно умерших (за упокой).

На каждое имя вынимается из просфоры частица и кладется на дискос при возгласе:”Помяни Господи”.

Это так называемые ”жертвы” умилостивления, чтобы Господь помиловал тех, чьи имена зачитаны и частицы вынуты, и простил им грехи, омывши Своею Кровью.

Эти самые имена еще раз читаются на так называемой Сугубой Ектеньи.

Так она называется потому, что при каждом прошении, возглашаемом священником хор отвечает тройным: ”Господи помилуй”.

Но мы уже знаем, что при возложении Агнцана дискос и при разрезании его снизу накрест, возглашается: ”Приносится в жертву Агнец Божий, Который берет грехи мира для жизни и спасения”.

Это значит, что этот Агнец взял грехи всего мира. Верно, что Христос не забыло тех, чьи имена прочитал священник из книжечки и на кого вынул частицу, как жертву. Насколько это не согласуется с Учением Священного Писания видно само по себе.

Нам трудно установить какая польза этим приносится для спасения помянутых, но вне сомнения польза получается тем, кто имена поминает, так как с каждой книжечкой вкладывается денежное пожертвование.

Чем больше книжечек, тем большая сумма пожертвований собирается; причем часто размер пожертвования обусловлен.

Таким образом все молитвы и поминовения куплены, наподобие индульгенций.

Поэтому православный действительно может иметь претензию и к священнику и к Богу, ибо он уплатил наличными. Подал просфору, заплатил, его имя зачитано, частица вынута, помолились, потом опустили в ”Кровь Христову”, чтобы омыла его от грехов; и все в порядке, – так обычно думают православные.

А если он даже еще исповедуется и причастится, то что еще можно требовать от прихожанина? Он исполнил все, что надлежало и идет спокойно снова грешить, чтобы было с чем придти следующий раз.

А перед смертью призовет священника, который исповедает его и причастит, и – готов в рай.

Но чтобы быть более уверенным в этой надежде, то еще имеются всякие поминки, панихиды, парастасы, которые помогут ему когда-то”упокоиться, где все праведные почивают”, и иметь о себе ”вечную память”.