Византийская не значит Апостольская

До этого мы рассматривали метаморфозы, происходившие с церковью на землях, заселенных восточными славянами. Обратившись к истории, мы увидели, что церковь, которая пришла на эти земли, не имеет ничего общего с той, что существует сегодня, если не считать готовности пойти с властью на компромисс. Безусловно, речь не идет о тех верующих, которые, отстаивая свои позиции, не шли на сотрудничество с безбожниками. Но избранных героев веры мало, а мясорубка альянса государства и церкви слишком жестока, выйти из нее живым мало кому удавалось. Но даже если мы и допустим , что та религиозная организация, которую константинопольский патриарх Фотий «экспортировал» в Киевскую Русь, все же сохранилось в том или ином виде, встает вопрос: насколько греческий экспортный вариант был близок к апостольский церкви? Неужели апостолы порадовались бы словам Фотия, сказанным в адрес россов: «И в них возгорелась такая жажда веры и ревность, что они приняли пастыря и с великим тщанием лобызают святыни христиан с великим усердием и ревностью».

СЕКТАНСТВО

Секта – религиозная организация, отколовшаяся от господствующей церкви.

Словарь русского языка С. И. Ожегова.

Вряд ли можно найти хоть одного верующего, который бы свою деноминацию назвал сектой. Каждый христианин считает, что его церковь является истин­ной, что именно она наследует традиции апостолов. Этому научены христиане всех конфессий. Но почему тогда существует столько христианских течений? Почему среди христиан нет единства? Ответ прост, он вытекает из того, что люди должным образом не сверяют то, чему они научены, с Библией. Вместо этого они слепо доверяют своим учителям. История развития Церкви как нельзя лучше доказывает это. Но вернем­ся к сектам.

Что такое секта?

В эпиграфе к данной главе мы привели определение из светского толкового словаря. Любой религиозный словарь будет толко­вать это слово в «свою пользу», поэтому обратимся к этимологии (СНОСКА Наука о происхождении слов.) данного слова. Оно произошло от латинских слов «sacia», что значит философская школа; «sequi», «secutus» – следовать за; «secare» – отсекать. Таким образом мы можем сделать вывод, что С. И. Ожегов дает более или менее приемлемое толкование этого слова. Иными словами, под словом «секта» нам следует понимать религиозную школу, придерживающуюся определенного учения, отколовшуюся от основного направления. В нашем случае, отколовшуюся от апостольского учения.

Что такое «не секта»?

Книга Деяния святых апостолов рассказывает нам о станов­лении Церкви Христа на земле. В Деян. 2:42 мы читаем о жизни первой поместной церкви Иерусалима: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах». Церковь пребывала в «учении Апосто­лов», другими словами апостолы наставляли Церковь, строя ее фундамент на основании, коим являлся Христос: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме поло­женного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3:11). Таким образом «не секта» – это собрание учеников, стоящих на учении апостолов. Сегодня любая поместная церковь может сверить свою деятельность и свои доктрины с учением апос­толов, отраженным в посланиях Нового Завета. Все они адресованы верующим прошлого и настоящего.

На протяжении всей истории Церкви в ее ряды постоянно проникали лжепророки, и это не удивительно, ведь Сам Господь Иисус Христос говорил об этом: «Берегитесь лжепро­роков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мтф. 7:15). В Милите апостол Павел сказал пресвитерам ефесской церкви: «…знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада…»(Деян. 20:29). Апостол Иоанн свидетельствует о проникновение в церкви антихриста: «Дети! последнее время. И как вы слыша­ли, что придет антихрист, и теперь появилось много антихрис­тов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами…».

Если посмотреть на состояние церквей в Азии, описанное в Откровении (главы 2, 3), то увидим, что великое отступни­чество началось еще во времена апостолов. «Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостола­ми, а они не таковы, и нашел, что они лжецы»(Откр. 2:2). «Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держа­щиеся учения Валаама…» (Откр. 2:14). «Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих…» (Откр. 2:20). Недостатки, описанные в Откровении, еще не превратили церкви в секты, но они подготовили почву для их появления. Несмотря на недостатки, церкви, в целом, придерживались апостольского учения.

Какие же характерные отличительные черты имела апостольская Церковь?

1. Главой церкви был и есть Господь Иисус Хрис­тос, Церковь – Его тело и Его невеста. Строитель­ство Церкви было поручено ученикам, они должны были проповедовать Христа и создавать новые поместные церкви.

2. Для Церкви были определены только два вида служителей: пастор (пастырь) и диакон. Пастора назывались епископами или пресвитерами (см. ниже).

3. Все поместные церкви должны были в плане управления и дисциплины быть независимыми одна от другой. Иерусалим не управлял Антиохией, а Антиохия – Ефесом (см. далее главу о соборности).

4. Церкви даны были только два установления, но ни в коем случае не мистические таинства: Крещение и Вечеря Господня.

5. Лишь рожденные свыше люди могли составлять Тело Христово, лишь они являлись членами апос­тольской Церкви: «…Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:47).

6. Равноправие всех членов поместной церкви.

7. Отделение церкви от государства.

Начало бед

«Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас» (3 Ин.9). Из этого стиха мы видим, что жажда первенствовать привела к проблеме, поместная церковь не принимает учения апостола. Вместо того, чтобы проповедовать Христа, а именно этому учили апостолы, в церкви появился желающий властвовать и управлять всеми человек.

Апостол Петр предупреждал церкви: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь… пасите Божие стадо… не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду».

О каком «не господстве» идет речь? Посмотрите даже на наши евангельские церкви, неговоря уже о РПЦ, и вам станет многое понятным. У определенных людей есть неистребимая жажда властвовать, причем властвовать, во что бы то ни стало. Некоторым служителям так хотелось выде­литься из «все же вы – братья», что появилось понятие «старший брат». Брат, но все же не такой как все, а старший, т.е. более умный, более святой, более еще какой-то. Однако вскоре простого «старшебратства» стало недостаточно, и мы ввели пост епископа. А далее что? А дальше вот что: наместничество и папство. Возможно, уже шьются тиары для епископов минс­кого, московского, витебского. Ситуация эта не нова. Подобное случилось и с первой церковью. Даже промежуток времени на возвеличение служителей был примерно равным – 150 лет. Если от первых баптистских церквей в Российской империи до появления епископов прошло 150 лет, то и в первой церкви это промежуток составил те же 150 лет.

Один из руководителей союза ЕХБ Беларуси сказал как-то: «Но ведь слово “епископ” – библейское». Так-то оно так, но вот смысл, которым наполнено это библейское слово не имеет ничего общего с тем наполнением, которое предлагают современные руководители. В следующей главе мы рассмотрим значение слов «пастырь», «пресвитер», «старейшина».

 

Иван Наговицын

Свидетельство.

 

В 1995 году я услышал в своем сердце Божий призыв и переступил порог православного храма. Я сознавал, что тяжко согрешал пред Богом и заслужил самое суровое наказание. Прихожанки православного храма, к которым я обратился с вопросом: “Что мне теперь делать”? – объяснили мне, что после духовной “подготовки” я должен прийти на исповедь к священнику и рассказать обо всех своих грехах, которые я совершил со дня своего крещения.

Подготовка включала в себя чтение покаянного канона.

После покаяния я почувствовал, что бремя спало с моих плеч. Так я стал православным христианином. Каждое воскресенье я посещал церковь и исповедовался в грехах. Соблюдал все предписанные Церковью посты. По утрам и вечерам вычитывал положенные молитвы, ежедневно читал Библию и старался соблюдать заповеди Божии. Через некоторое время я стал активно участвовать в приходской жизни и с благословения благочинного отца Сергия вел православную радиопередачу.

Во время богослужения я чувствовал душевный подъем, испытывал уверенность в своем спасении (поскольку являлся членом «единственно истинной» Церкви), но при этом не был свободен от грехов и страстей. Я очень переживал по этому поводу и страстно желал освободиться от греховной скверны, но мне этого не удавалось, поскольку я уповал только на свои собственные силы и рекомендации Святых Отцов. Единственным выходом была еженедельная исповедь у батюшки. После совершения таинства покаяния, я чувствовал временное облегчение на душе, но потом снова возвращался к одним и тем же грехам. Мои духовные наставники “не видели” в этом моем состоянии ничего необычного. Я же со своей стороны был полностью зависим от служителей Православной Церкви, ибо не мыслил, как можно без них спастись от ада. Впрочем, я все видел в розовом свете, и если бы не Божия воля, я бы до сих пор оставался в Православии.

Моя церковная жизнь круто изменилась, когда благочинный предложил мне принять священный сан.

Главное для православного священника – знание богослужебного устава. Для стажировки я был определен на клирос в качестве послушника. Там я должен был освоить все тонкости православной литургики. Помимо пения на клиросе, я должен был помогать священникам во время совершения треб. С этого момента и наступил перелом в моем сознании. Оказавшись послушником, я увидел реальную жизнь православного клира. Самое ужасное для меня было – участие в омерзительно-кощунственном спектакле, который попы называли «крещением». Толпы неверующих людей, за деньги, принимали обливательное «крещение», без всякого намерения оставить грехи и отдать свою жизнь Господу. Очень скоро я отказался от участия в так называемых “крещениях”, но у меня остался мучительный вопрос: «Неужели Иисус Христос страдал на Кресте только ради того чтобы создать вот такую “церковь”»? Через некоторое время я решил покинуть юрисдикцию Московской Патриархии и перейти под омофор Русской Православной Церкви Заграницей. Я искренне продолжал считать православное исповедание единственно истинным, продолжал верить, что спасения не обрести без каноничной церковной организации, а проблему видел лишь в том, что Московская Патриархия осквернилась от союза с безбожной властью. Русская Православная Церковь Заграницей виделась мне кристально чистой, каноничной и единственно истинной Церковью.

Каким же для меня было ударом известие об отстранении епископатом РПЦЗ митрополита Виталия от руководства церковью!

Новое руководство РПЦЗ взяло курс на объединение с ненавистной мне Московской Патриархией.

Из РПЦЗ я ушел в Старообрядческую Церковь. Я наивно полагал, что вот теперь в самой каноничной и самой консервативной церкви я обрету, наконец, мир со своей совестью. Но в Старообрядческой Церкви я увидел все то же формальное отношение к Евангелию и христианской жизни, что и у прочих православных. Скоро я понял, что педантичное исполнение ритуального поклонения не меняет моей греховной внутренней природы. Принадлежность к каноничной церкви тоже, само по себе, меня не освящает.

Чем больше усилий я прилагал для спасения своей души, тем глубже меня засасывала трясина страстей. Я был глубоко несчастен и не видел ни какой надежды на спасение.

Милосердный Бог видел мои страдания и не оставил меня в нужде.

Книга с избранными произведениями Мартина Лютера изменила мою жизнь. Когда я узнал великую Библейскую истину об оправдании верой – я словно заново родился на свет!

Теперь, когда я воистину покаялся и принял Христа как своего личного Спасителя и получил от Него вечное спасение, я не перестаю благодарить Бога за Его великую милость ко мне.

Благодарю Тебя Господи, за то, что Ты вызволил меня из сатанинского рабства! Прошу тебя, помоги людям, которые ищут Тебя, обрести познание Истины.

Аминь!