Запад, являясь союзником СССР в войне против фашистской Германии, не спешил открывать второй фронт: гитлеровский режим в глазах союзников мало чем отличался от сталинского. Советам необходимо было доказать, что они являются приверженцами демократии, причем словам Запад давно уже не верил. Необходимо было многое менять, в том числе и в религиозной политике страны.
В 1943 году в условиях военного кризиса бывший семинарист И. Джугашвили (Сталин) решил разыграть перед союзниками «религиозную карту». При этом Кремль предполагал использовать православие не только как подтверждение демократических изменений в стране, но и как инструмент для распространения своего влияния на страны поствизантийского пространства (Восточная Европа и Балканы). После победы над фашистской Германией Москва должна была остаться «третьим Римом».
В сентябре 1943 года на даче Сталина состоялось совещание с участием Берии и других высоких чинов НКГБ. На секретную встречу пригласили митрополита Сергия. После согласования основных принципов деятельности новой псевдоцерковной структуры тогда же, в ночь с 4 на 5 сентября, сохранившиеся активисты сергианской раскольничьей группировки митрополиты Сергий, Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич) были приняты Сталиным и Молотовым. Родилась идея о создании новой Московской патриархии. Ее становление пошло большевистскими темпами. Вождь выделил правительственный самолет и велел собрать по концлагерям оставшихся в живых лояльных епископов для избрания нового советского патриарха. Срочно провели еще несколько священнодействий, и в итоге 19 человек объявили себя православным собором, на котором провозгласили Сергия Страгородского «патриархом Всея Руси».
Фарсовый характер «собора 1943 года хорошо иллюстрирует докладная записка наркома государственной безопасности В. Меркулова Сталину:«Завтра, 8-го сентября, в 11 часов утра откроется собор епископов, на котором будет проведено возведение митрополита Сергия в сан патриарха Московского и Всея Руси». Что можно добавить к словам«будет проведено возведение митрополита Сергия»? Родился новый институт политической власти, контролируемый и направляемый партией, название для него было украдено у верующих. Гроб крашенный как будто остался, но его в который раз наполнили «мертвыми костьми». Шел 1943 год…
Однако война кончилась, и перед партией и правительством встал вопрос: «Что делать с церковью, выросшей и окрепшей в годы войны?»Партия заверила вождя всех времени народов в том, что она сможет направить «религиозное возрождение» в правильное русло, чтобы советские люди одновременно «верили в Бога и в коммунизм».
Партия избрала вектор, по которому будет строить свои отношения с церковью. По словам одного из функционеров, перед партийцами встала «задача: воспитание нового типа священника; подбор и расстановка священников – дело партии».
Ниже приводим выдержки из «Исповедания исконной позиции русской православной церкви Заграницей верных чад». Это взгляд на советскую РПЦ тех, кто не пожелал крутить ручку кровавой мясорубки вместе с воинствующими атеистами от советской власти.
«…Что такое Московская патриархия и теперешние поместные православные церкви?.. В этом определении мы должны опираться на все Священное Предание истинно Православной Церкви Христовой, на учение святых Новомучеников и Исповедников Российских, на исповедание гонимой Катакомбной Церкви и на заветы наших блаженно почивших отцов-Первоиерархов Митрополитов Антония, Анастасия и Филарета. Начнем с самого, как может показаться, второстепенного обстоятельства. Почему наша Церковь, начиная с 1927 года и по сей день, немогла признать законным официальное руководство Московской патриархии и никогда не подчинялась ему? Да потому, что митрополит Сергий (Страгородский), вынужденный устроить противоестественный союз Невесты Христовой с антихристом в лице безбожной советской власти и злодея-Сталина, узурпировал церковную власть, захватил то, что ему не принадлежало. Церковный переворот Сергий произвел вопреки прямым указаниям и обличениям своего непосредственного начальника, Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополита Петра (Полянского) и против большинства архиереев Русской Церкви, выразивших ему свое категорическое несогласие. Более того, и это самое страшное, Сергий пошел на безоговорочный разрыв с Новомучениками и Исповедниками Российскими, назвав их политическими преступниками, осудив их священный подвиг, подвергнув их кощунственным каноническим прошениям, которые, конечно же, пали на главу самого основоположника сергианства.
В результате новообразованная сергиевская церковь поставила себя вне церковного общения, вне ограды Церкви Христовой, которая, в лице катакомбных исповедников, изрекла ей грозную анафему. После Сергиевского переворота и образования безбожниками своей карманной церкви в лице Сергия и его преемников всю Полноту Православной Российской Церкви составили Катакомбная Церковь на Родине и Зарубежная Церковь в рассеянии. Все наши Соборы 30-80-х годов свидетельствовали об их неразрывном духовно-каноническом единстве, выражением которого является поминовение “Православного епископства Гонимыя Церкве Российския”».
Советский Союз пал, коммунисты уже не в силах контролировать ситуацию, на постсоветском пространстве везде к власти приходят новые люди, везде, но не в церкви. Вот что пишет Георгий Эдельштейн о сергианцах: «Не хотят каяться, не хотят признавать ошибок прошлого, не хотят восстанавливать соборное начало во всей структуре и жизни Церкви, не хотят очищать Церковь от мерзавцев и подонков. Они люто ненавидят Поместный собор 1917 г. и все его решения. Они не хотят подлинного отделения Церкви от государства, не хотят самостоятельности прихода, не хотят выборности духовенства, не хотят гласности и прозрачности в жизни Церкви на всех уровнях, не хотят усиления роли мирян в жизни Церкви, не хотят формировать Синод так, как постановил тот Собор. Главное: они не хотят Правды. Она им – что нож острый».
А вот мнение другого служителя РПЦ: «Московская патриархия даже до сего дня продолжает оставаться неканоничной и незаконной, и потому являться”частью” Апостольской Церкви не может. Но дело не ограничивается лишь незаконностью администрации Московской патриархии. За те семь с лишним десятилетий, которые прошли со времени сергианского раскола. Московская патриархия сумела превратиться в еретическую организацию. Такова, впрочем, судьба всякого раскола. Противление Церкви Христовой, нарушение соборности приводит к постоянной лжи и к появлению богословского обоснования такого противления и нарушения. А богословское обоснование раскола всегда есть ересь. Самой первой по времени ересью Московской патриархии стало учение о том, что”всякая власть”, и том числе власть антихриста, – “от Бога”, поэтому христиане должны ей повиноваться и подчиняться. Митрополит Сергий в принципе не принимал идеи мученичества. Тем более он был противником мученичества от советской власти, претворяя Церковь в земную организацию».
Почему в церкви ничего не меняется? Почему верные сыны советской власти и их последователи стоят у руля не только РПЦ, но и всех религиозных союзов, будь то баптистских, адвентистских, пятидесятнических и проч.? Ответ прост: компартии нет, а промывать мозги населению надо, и идеологическая машина, называемая церковью, успешно занимается этим, идя в кильватере национальных руководителей. А ну придут новые церковные руководители, не желающие компромисса с властью, что тогда? Тогда придется строить демократическое общество, а это страшно. Страшно потерять контроль, портфели, «Мерседесы», правительственные дачи, страшно потерять все. Очень страшно, а раз так, то пусть церковь будет выполнять не поручение Христа: «Идите научите все народы…», а служить власти и преданно смотреть ей в рот: «Не изволите ли расстрелять еще пару десятков тысяч служителей? Мы к вашим услугам». Да, слова Аклексия II: «Этот курс был – брать на свою совесть меньший грех, дабы избежать греха большего», являются зеркалом души пошедших на компромисс служителей культа всех деноминаций.