Таинства

Кроме опасности построения иерархии в церкви, что несомненно ведет ее (но необязательно всех ее членов) к отпадению от тела Христова, существует еще одна - мистицизм. Увлечение мистицизмом, равно как и построение иерархии, превращает церковь в секту, потому что и то, и другое противоречит учению апостолов. Под мистицизмом мы понимаем наделение чего-либо или кого-либо некой волшебной силой. Например, вода. До определенного обряда – это просто вода, по совершении известного обряда «освящения» она из просто воды превращается в «святую воду», обладаю­щую волшебной силой. В этом плане Чумак, заговари­вавший воду с экрана телевизора, мало чем отличает­ся от служителя церкви, «освящающего» ту же воду, но без телевизора.

Православные считают, что они должны все и всюду освящать. Поэтому они «освящают дом в начале постройки, освящают его когда закончит, освящают воду, чтобы ею освящать все остальное; освящают пасхальную пищу (куличи, яйца, сырную пасху), освящают в сочельник перед Рождеством пищу, дом, подворье, хозяйственные постройки освящают плоды на праздник Преображения Господня освящают злаки и мак в день памяти братьев Маккавеев, как будто бы название “Маккавеи” происходит от слова мак…»* (СНОСКА Г. Добровольский «Во свете Писания»). Чего стоит поверье, что освященной водой можно изгнать дьявола, побрызгать и он убежит. «Покадить ладаном и нечистая сила исчезнет; зажечь освященную свечку и покадить ладаном и сразу прекратится буря.

Очень интересным является освящение хат после Крещенских праздников. Это называется “хождение с кропилом”. Священник с диаконом ходят по селу, из хаты в хату, и при пении тропаря: “Яко в Иордане, крестился Ты Господи…”, окропляют хату, чтобы изгнать злого духа. Часто хозяева просят покропить и в кладовой, чтобы нечистый не поживился находящимся там зерном. «Иногда окропляют все подворье, ища нечистого духа, совсем не догадываясь о том, что нечистый сидит не в закоулках домов, а в сердце хозяина или хозяйки и потихоньку смеется. Там его никто не беспокоит. Как печально, что этой простой истины не знает священник. Если бы он это знал, то не кропил бы закоулки хаты, но искал бы способ освятить сердца хозяев и освободить их от власти сатаны. Из опыта знаю, что священник об этом не думает. Он думает о том, сколько хозяин даст ему за кропление»*. (СНОСКА Г. Добровольский «Во свете Писания»).

«Католики и православные наосвящали столько предметов, мощей, икон и объявили поклонение стольким умершим, что в календаре не осталось ни одного дня без какого-либо псевдопраздника. Всем этим только затмевается свет евангельской простоты и почти не остается места для конкретной проповеди Евангелия. Православие, посути, стало народным, обрядовым, традиционным театром»* (СНОСКА Е. Н. Пушков «Не смущайся!».

Предпосылка проникновения волшебства в хрис­тианство вполне понятна. Мистицизм необходим иерархии, он является орудием, помогающим удерживать власть. Случись что с пресвитером, кто проведет вечерю? Кто преподаст крещение? Кто освятит воду? Не будет епископа, кто совершит рукоположение?

Секты диатрефов выработали целую систему священнодействий, назвав их таинствами. То, что эти таинства сродни волшебным заклинани­ям, свидетельствует факт, что нарушение обряда в той или иной степени лишает таинство магической силы. Другими словами, крещение, преподанное с нарушением обряда, таковым считаться не может, а неправильно произнесенные слова во время евхаристии (Вечери Господней), лишают ее благо­словения.

Проблема мистицизма заключается в том, что он идет рука об руку с обманом. Господь осуждает волшебство в любом его проявлении потому, что оно крадет у Бога причитающую Ему славу. «…Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю, Который делает ничтожными знамения лжепророков и обна­руживает безумие волшебников…» (Ис. 44:24-25).

То, что таинство в глазах сектантов есть волшеб­ство, видно из слов архимандрита Никифора, записанных в «Библейской энциклопедии» (Москва, 1891 г.). Он дает следующее определение таинству: таинства«есть священнодействие, через которое тайным образом действует на человека благодать, или что то же, спасительная сила Божья. Таинств семь: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение…»

Другими словами, спасаться можно не верой, а участием в таинственных (читай: волшебных) обрядах.

Реформатский взгляд на таинства иной. Жан Кальвин говорит, что таинства являются «вспомога­тельным средством поддержания и укрепления нашей веры, близким к проповеди Евангелия»Таинство – это действительно вспомогательное, но не спасающее средство.Для того, чтобы рефор­матское таинство не превратилось чудесным обра­зом в волшебное священнодействие, лучше отка­заться от слова «таинство» и называть его установ­лением Господа, потому что само по себе слово «таинство» предполагает в той или иной мере мисти­цизм. В действительности Господь установил, что покаявшиеся грешники должны принять крещение: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мтф. 28:19). Кроме того, Господь установил, что Его ученики должны вспоминать о страданиях Господа своим участием в Вечере Господней: «Сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор. 11:24).

Установления Господни (крещение и вечеря) являются внешними знаками, которыми Бог запе­чатлевает в наших душах обетования Своей доброй воли по отношению к нам, укрепляя тем самым нашу немощную веру. Мы же со своей стороны, принимая участие в установлениях, свидетельствуем как перед Ним и его ангелами, так и перед людьми, что признаем Его своим Богом и Господином.