Итак, в III веке апостольская Церковь разделилась, от нее откололась секта. Но Церковь и вновь образовавшаяся секта имели много общего, например, они носили одно и то же имя – христиане, они были одинаково гонимы светской властью, но сами в гонениях друг друга участия не принимали. Однако это продолжалось недолго, до тех пор, пока секта не слилась с государством. Почему это произошло? Безсомнения, на то была Божья воля, т. к. «Сердце царя – в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Прит. 21:1). Господь творит историю, но римский император Константин не помышлял о воле Господа. У него на признание церкви были свои причины.
Прежде всего, несмотря на гонения, христианская церковь превратилась в сильнейшую организацию, особенно та ее часть, которая признавала иерархию. Чиновники всех рангов принимали христианство и тайно поклонялись единому Богу. Епископы контролировали огромные денежные средства, церковь «насчитывала в своих рядах большое количество высших чиновников, военных, крупных земельных собственников и подавляющую массу торгово-промышленного населения городов. Она обладала мощным аппаратом управления, не уступавшим имперской бюрократии. При таких условиях признать церковь означало для государства найти новую социальную опору»(СНОСКА С. И. Ковалев «История Рима»). Константин, по сравнению со своими предшественниками, понял, что лучшего союзника, чем церковь (иерархическая секта) ему не найти. И он оказался прав. Епископы с радостью приняли императора в свои ряды и утвердили его главой церкви. При этом Константин до конца своей жизни оставался верховным языческим жрецом, да и статуя так называемого «равноапостольного» не была вынесена из капища. Более того, язычники возвели его в ранг бога, а псевдоцерковь присвоила ему имя «равноапостольный». Неужели апостолы тоже убивали своих жен и детей, как сделал то Константин?
Что получила в результате слияния церковь-секта? Выгоды не меньшие, чем государство. Епископы получили оружие для внутренней борьбы. Теперь на Церковь обрушились гонения со стороны христиан, ставших государственными чиновниками. «Укрепление церковного аппарата, аристократизация всей идеологии христианства неизбежно должны были вызвать резкую оппозицию церковных низов. Как ни старались замазать первоначальный плебейский дух христианства, пропасть между тем, о чем учили с церковной кафедры, и тем, что видели в действительности, была слишком велика: с одной стороны – сытый и довольный «клир», «братья» из аристократии, ростовщиков и крупных землевладельцев, с другой – те же «братья во Христе», нищие и полуголодные массы городского и сельского плебса» (СНОСКАС. И. Ковалев «История Рима»).
Но, несмотря ни на что, апостольская Церковь продолжала свое существование. Сегодня сложно найти объективные сведения о ней в связи с тем, что власть имущие всегда пытались исказить историю. Но давайте рассмотрим, что дошло до нас.
МОНТАНИСТЫ
По определению власть имущих – секта в раннем христианстве (II в.). Названа по имени ее основателя Монтана. Монтанисты проповедовали аскетизм, запрет повторных браков, мученичество во имя веры. Членов официальной церкви считали «душевными» христианами. Монтанисты отвергали авторитет епископов. Просуществовали до VIII века.
ДОНАТИСТЫ
Сторонники движения, возникшего в христианских общинах в период гонений Диоклетиана (СНОСКА Император, предшествовавший Константину.)
Протест против переориентации епископов на союз с государством.
ПАВЛИКИАНЕ
Приверженцы движения в христианстве, возникшего в VII веке. Основной упор делали на изучении посланий апостола Павла, отсюда и их название. Отвергали культ Богородицы и святых церкви, а так же духовенство и монашество.
ВАЛЬДЕНСЫ
Приверженцы учения Пьера Вальдо (XII век), призывали к «евангельской бедности», аскетизму, выступали против римской католической церкви, против духовенства как особого сословия, считая, что каждый верующий может выполнять роль служителя. Сохранились по сегодняшний день в Италии.
Павликиане, иконоборцы, беспоповцы, вальденсы, духоборцы, табориты, анабаптисты – это все те, кто не мог принять учение и практику величайших сект. Сектанты вели ожесточенную борьбу с любым проявлением инакомыслия. Людей и их книги жгли на кострах, поэтому у нас сегодня нет достоверных источников, свидетельствующих о вероучениях тех христиан, но мы верим, что, несмотря на многие заблуждения в тех или иных формах, Церковь всегда оставалась Церковью потому, что была хранима Господом.
Реформация не создала ни нового учения, ни новой церкви. Она помогла объединиться тем, кто был членами тела Христова, чадами Иисуса в единую Церковь. Безусловно, в нее тут же стали проникать «лютые волки», и это естественно. В новых формированиях опять стали строиться иерархические ступени, церкви опять стали сливаться с государством (например: лютеранская, англиканская, голландская реформатская церкви). Но в этих церквах всегда были и есть верующие, которые отстаивали и продолжают отстаивать библейские позиции, не давая Телу Христову превратиться в вавилонскую блудницу. Эти верующие, по сути, являлись и продолжают являться членами Тела Господнего.