Слияние с государством

Итак, в III веке апостольская Церковь раздели­лась, от нее откололась секта. Но Церковь и вновь образовавшаяся секта имели много общего, напри­мер, они носили одно и то же имя – христиане, они были одинаково гонимы светской властью, но сами в гонениях друг друга участия не принимали. Однако это продолжалось недолго, до тех пор, пока секта не слилась с государством. Почему это произошло? Безсомнения, на то была Божья воля, т. к. «Сердце царя – в руке Господа, как потоки вод: куда захо­чет, Он направляет его» (Прит. 21:1). Господь творит историю, но римский импера­тор Константин не помышлял о воле Господа. У него на признание церкви были свои причины.

Прежде всего, несмотря на гоне­ния, христианская церковь преврати­лась в сильнейшую организацию, осо­бенно та ее часть, которая признавала иерархию. Чиновники всех рангов прини­мали христианство и тайно поклонялись единому Богу. Епископы контролировали огромные денежные средства, церковь «насчитывала в своих рядах большое коли­чество высших чиновников, военных, крупных земельных собственников и подав­ляющую массу торгово-промышленного населения городов. Она обладала мощным аппара­том управления, не уступавшим имперской бюрок­ратии. При таких условиях признать церковь означа­ло для государства найти новую социальную опору»(СНОСКА С. И. Ковалев «История Рима»). Константин, по сравнению со своими предше­ственниками, понял, что лучшего союзника, чем церковь (иерархическая секта) ему не найти. И он оказался прав. Епископы с радостью приняли императора в свои ряды и утвердили его главой церкви. При этом Константин до конца своей жизни оставался верховным языческим жрецом, да и статуя так называемого «равноапостольного» не была вынесена из капища. Более того, язычники возвели его в ранг бога, а псевдоцерковь присвоила ему имя «равноапостольный». Неужели апостолы тоже убивали своих жен и детей, как сделал то Константин?

Что получила в результате слияния церковь-секта? Выгоды не меньшие, чем государство. Епископы получили оружие для внутренней борьбы. Теперь на Церковь обрушились гонения со стороны христиан, ставших государственными чиновниками. «Укрепле­ние церковного аппарата, аристократизация всей идеологии христианства неизбежно должны были вызвать резкую оппозицию церковных низов. Как ни старались замазать первоначальный плебейский дух христианства, пропасть между тем, о чем учили с церковной кафедры, и тем, что видели в действи­тельности, была слишком велика: с одной стороны – сытый и довольный «клир», «братья» из аристок­ратии, ростовщиков и крупных землевладельцев, с другой – те же «братья во Христе», нищие и полу­голодные массы городского и сельского плебса» (СНОСКАС. И. Ковалев «История Рима»).

Но, несмотря ни на что, апостольская Церковь продолжала свое существование. Сегодня сложно найти объективные сведения о ней в связи с тем, что власть имущие всегда пытались исказить историю. Но давайте рассмотрим, что дошло до нас.

МОНТАНИСТЫ

По определению власть имущих – секта в раннем христианстве (II в.). Названа по имени ее основателя Монтана. Монтанисты проповедовали аскетизм, запрет повторных браков, мученичество во имя веры. Членов официальной церкви считали «душев­ными» христианами. Монтанисты отвергали автори­тет епископов. Просуществовали до VIII века.

ДОНАТИСТЫ

Сторонники движения, возникшего в христиан­ских общинах в период гонений Диоклетиана (СНОСКА Император, предшествовавший Константину.)

Протест против переориентации еписко­пов на союз с государством.

ПАВЛИКИАНЕ

Приверженцы движения в христиан­стве, возникшего в VII веке. Основной упор делали на изучении посланий апостола Павла, отсюда и их назва­ние. Отвергали культ Богородицы и святых церкви, а так же духовенство и монашество.

ВАЛЬДЕНСЫ

Приверженцы учения Пьера Вальдо (XII век), призывали к «евангельской бедности», аскетизму, выступали против римской католической церкви, против духовенства как особого сословия, считая, что каждый верую­щий может выполнять роль служителя. Сохранились по сегодняшний день в Италии.

Павликиане, иконоборцы, беспоповцы, вальденсы, духоборцы, табориты, анабаптисты – это все те, кто не мог принять учение и практику величайших сект. Сектанты вели ожесточенную борьбу с любым проявлением инакомыслия. Людей и их книги жгли на кострах, поэтому у нас сегодня нет досто­верных источников, свидетельствующих о вероуче­ниях тех христиан, но мы верим, что, несмотря на многие заблуждения в тех или иных формах, Цер­ковь всегда оставалась Церковью потому, что была хранима Господом.

Реформация не создала ни нового учения, ни новой церкви. Она помогла объединиться тем, кто был членами тела Христова, чадами Иисуса в единую Церковь. Безусловно, в нее тут же стали проникать «лютые волки», и это естественно. В новых формированиях опять стали строиться иерархические ступени, церкви опять стали сливаться с государством (например: лютеранская, англиканская, голландская реформатская церкви). Но в этих церквах всегда были и есть верующие, которые отстаива­ли и продолжают отстаивать библейские позиции, не давая Телу Христову превратиться в вавилонскую блудницу. Эти верующие, по сути, являлись и продолжают являться членами Тела Господнего.