Слияние русского христианства с язычеством

К моменту восхождения Владимира на княжеский престол, Русь уже два столетия была феодальной державой. Феодальная раздробленность и междоусобицы разрывали страну на части, брат шел на брата, дети – на отцов. Князь Владимир хотел объединить Русь под своим началом, но это хотели сделать и другие князья. И они формально имели на это право. Движущим мотивом раздора стало знаменитое: «А ты кто такой?» Действительно, почему Владимир, а не я?

Каждому из претендовавших на старшебратство среди князей было необходимо религиозно-идеологическое обоснование его притязаний на всерусский престол. Идеальной моделью объединенных княжеств под одной короной был Царьград (Константинополь). Христианство в этой стране давно уже перестало быть новозаветным христианством, оно превратилось в мощный идеологический придаток угнетающей и порабощающей машины феодализма. Русский князь, первым принявшим христианство, получал колоссальное преимущество, однако принятие христианства из Византии означало вассальскую зависимость от нее и ссору с «верой отцов».

Былинный Добрыня Никитич – язычник из язычников, дядя киевского Владимира по матери, учредитель культа Перуна в Новгороде, хотел помочь юному князю в деле объединения. Однако Добрыня разыгрывал национальную карту, но она, с одной стороны, не была козырной, а с другой – не объединяла, а разъединяла. Дядя и племянник построили в Киеве около 980 года пантеон языческим богам. До нашего времени дошли слова неизвестного гусляра:

«Нача княжити Володимир в Киеве един.

И поставил кумиры на холме вне двора терема:

Перуна деревянного, а главу его серебряную,

А уста- золотые,

И Хорса,

И Даждьбога,

И Стрибога,

И Семарогла

И Макошь

И жертву им, и нарек их богами,

И проводил пред ними сыновей и дочерей».

 

Стоит отметить, что «членство» владидобрынинского пантеона было весьма неплохо продумано. В нем не нашлось места варяжским богам, скорее всего потому, что Владимир пользовался помощью варяжских воинов лишь в качестве наемников. Вне военного времени они не могли находиться в княжестве, чтобы не ослабить власть князя.

Место верховного единого славянского бога Рода занял Перун, бог грозы войны и оружия. В пантеоне не нашлось места для Волоса – бога торговли и всяческих мирских благ, весьма почитаемого славянами. Кроме того, Волос ассоциировался с разгульными, дикими, необузданными «волчьими праздниками» зимних святок. Почему для Рода и Волоса не нашлось места? Да потому, что владыка должен бытьединоличным. Волос отнимал бы часть власти у Перуна, а для князя, строившего государство с единоличным правлением, такая междоусобица в пантеоне была ни к чему. К тому же Волос был весьма независимым и гордым богом.

Пантеон должен был утверждать княжескую власть. Перуну поклонялись, положив пред ним обнаженные мечи, доспехи и золото. Кроме того, пантеон был призван противостать христианству. Богу Отцу противопоставлен Стрибог, Сыну – Даждьбог, а Марии* (СНОСКА* Не следует забывать, что Мария в Византии к тому времени почиталась как пресвятое божество) – Макошь.

Однако славянские боги были и у других князей:

- Счего это Перун Владимира главнее моего Перуна?

Нужен был бог, который мог бы встать над всеми богами.