Летом 1922 года был опубликован так называемый «Меморандум трех», в котором крупные российские иерархи – митрополит Владимирский Сергий (Страгородский), архиепископы Нижегородский Евдоким (Мещерский) и Костромской Серафим (Мещеряков) – под нажимом чекистов признали обновленческое Высшее Церковное Управление «единственной канонической церковной властью». Меморандум этот поддержало около половины епископов и священников
Год 1922 можно считать, годом рождения новой православной церкви – советской. Однако полностью она сформировалась лишь в 1927 году.
В 1924 году в Сремских Карловцах (Сербия) на основании Указа патриарха Тихона был образован Синод Русской православной церкви Заграницей, возглавляемый авторитетным иерархом начала XX в. – митрополитом Антонием (Храповицким). Зарубежная Церковь имела возможность открыто и ясно высказывать православное отношение к событиям на родине. После опубликования в 1927 году Декларации заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) РПЦ Зарубежом разорвала отношения с его управлением и сохранила единство с катакомбными (незарегистрированными подпольными) приходами РПЦ.
В условиях чудовищных гонений и репрессий со стороны ОГПУ митрополит Сергий (Страгородский) в 1927 году воспользовался арестом местоблюстителя патриаршего престола митрополита Петра иобъявил сам себя, вопреки канонам и уставу Церкви, заместителем патриаршего местоблюстителя, хотя в списке кандидатов на должность законного местоблюстителя он не значился. Самозванец создал при себе неканонический «временный синод», который быстро был признан Советской властью и зарегистрирован главным гонителем верующих – ГПУ.
С помощью ГПУ митрополит Сергий взял власть над церковью, фактически упразднив возрожденную тогда соборность. Так, митрополит Сергий занялся отлучением от служения и даже отлучением от церкви других епископов только за то, что те отказывались присягнуть в верности Сталину, хотя правом запрещать и отлучать архиереев обладают исключительно Архиерейский и Поместный соборы. Тем самым митрополит Сергий со своим «временным синодом» присвоил себе всю власть в Церкви, не имея на то, естественно, соответствующих полномочий от церкви.
В 1927 году новый Иуда, митрополит Сергий, опубликовал свою знаменитую Декларацию, в которой радости советского государства объявил радостями Церкви. «Ваши радости – наши радости», – писал он коммунистическим правителям. Одной из радостей Сталина была вторая атеистическая пятилетка, в задачи «которой входило уничтожение церкви». По-видимому, именно эта радость вождя была радостью церкви. Такими «радостями» стала жить сергианская иерархия. Декларация представляет собой «благовестие» о ее вероотступничестве.
После опубликования Декларации официальный и окончательный раскол в церкви стал неизбежен. Свыше 60 архиереев, не разделявших «радости» безбожников, а потому находившихся в Соловецких лагерях, декларацию не признали. Не признали ее и авторитетнейшие митрополиты, имевшие какие-никакие, но все же якобы канонические полномочия от Поместного собора на возглавление центрального аппарата церкви в отсутствие Патриарха, а также и те, что оказались вследствие гражданской войны в изгнании.
Более-менее законные архипастыри вновь образованной на стыке революций церкви благословили верующих на неподчинение самозванцу и на уход в катакомбы.
От советской православной церкви отвернулись катакомбная РПЦ и РПЦ Заграницей. При всем при том продолжала существовать РПЦ «первого созыва» – староверы.
Глеб Якунин в книге «Подлинное лицо Московской Патриархии» спрашивает: «Была ли у церкви альтернатива избранному митрополитом Сергием курсу?» И отвечает: «Да, была. Она выражена в “Памятной записке соловецких епископов” (известной еще как “Послание Соловецких исповедников”), подписанной 27 сентября года 17-ю епископами, томившимися в известном СЛОНе (соловецкий лагерь особого назначения). Это замечательное послание соловецких узников мало кому известно в России по той причине, что Московская Патриархия держит его под спудом». В обращенном к «правительству СССР» документе нет даже и тени соглашательства. Епископы во всей правде заявили, что «в самых основах миросозерцания между Церковью и государством не может быть никакого внутреннего примирения, потому что условием ее бытия и смыслом ее существования является то самое, что категорически отрицается коммунизмом… Православная Церковь считает сыск и политический донос совершенно несовместимым с достоинством пастыря».