Глеб Якунин в своей книге «Подлинное лицо Московской Патриархии» так пишет о принятии христианства: «С 988 года православие стало на Руси государственной религией. Вместе с крещением князем Владимиром была принята византийская модель отношений государства и Церкви – цезарепапизм, означающий фактическое подчинение Церкви абсолютной великокняжеской, в дальнейшем царской, власти». Против этих слов возражать бессмысленно. Не имея свидетельств обращения Владимира, православные «историки» придумали легенды и чудеса, связанные свидениями князя. Все, как в истории с Константином.
Н. Никольский в «Истории русской церкви» пишет: «Греческий священник с крестом, сопутствуемый дружинником с мечом, проповедовал не только новую религию, но подчинение во имя этой религии княжеской власти».
Итак, первые шаги по византизации восточных славян были сделаны. Феодальные ловушки построены, церковная идеология приведена в соответствие с требованиями времени, клич брошен, и народ пошел, гонимый кнутом и пряником.
-Корова за крещение? Что ж, недурно, а своих богов я пока припрячу, так, навсякий случай.
Следует заметить, что в духовных вопросах наш народ никогда не отличался особой грамотностью. Возьмем, к примеру, свидетельство новгородского митрополита Геннадия, писавшего в XV веке: «Приведут ко мне мужика ставиться в попы или дьяконы, я велю ему апостол дать читать, а он и ступить не умеет; велю псалтирь ему дать – и по тому еле бредет… Велишь начинать с азбуки, а он, поучивши немного, просится прочь, не хочет учиться…».
Именнов «поучивши немного, просится прочь» заключается трагедия восточных славян. За шестьсот лет ситуация почти не изменилась, и«не хочет учиться» является огромной проблемой не только для верующих, но и для всего общества в целом. Христиане разных конфессий в большинстве своем полагают, что учиться не надо, а надо верить, как верили их отцы и деды. Сегодня, например, многие евангельские христиане-баптисты смотрят на «западные ереси» так, как православные XV века смотрели на греческие «борзости»: «Братие, не высокоумствуйте, но во смирении пребывайте, по сему же и прочая разумевайте… Аще (если) кто тя вопросит: веси (знаешь) ли всю философию? – Ты же ему противо того отвещай: учился буквам благодатного закона, еллинских (греческих) же борзостей не текох, риторски хастрономов не читах, ни с мудрыми философы в беседе не бывах; философию ниже очима видех. Учуся книгам благодатного закона, аще бы мощно моя грешная душа очистити от грех».
Нам, восточным славянам, присуще чудовищное чувство непоколебимой уверенности в собственной правоте. Что с того, что баптистская церковь появилась на Западе, а православие в Греции? Нам дано знать, каким должен быть баптизм и каким должно быть православие. Мы укажем и западным баптистам, и греческим православным, как правильно славить Бога. Только нам, и никому иному, дано знать, как правильно «поклоняться в Духе и истине». Греки не знали, немцы и англичане заблуждались, американцы вообще темные, а мы знаем. Действительно, мы знаем, как правильно верить и как правильно строить «наш новый мир». Всемирная история нам не указ, поэтому всегда и оказываемся на ее задворках.
Крещение Киева «огнем и мечом» в 988 году не следует рассматривать как пробуждение русского народа. Это была экспансия теократической Византии на восток. Русские княжества вплоть до падения Константинополя в 1453 году были юридическими вассалами Византии. Русское духовенство подчинялось константинопольскому патриарху, который поставлял на русские земли своих митрополитов. За все время существования киевского княжества на митрополичьем престоле только два раза были русские епископы, оба раза в моменты конфликтов киевских князей с Византией (Илларион в 1051 г. при Ярославле после войны с греками, и Клим, при Изяславе в 1148г., поставленный князем на место поссорившегося с ним грека Михаила).О какой русской церкви идет речь? Столица в Царьграде, а на русских землях междоусобица, замешанная на самом отъявленном язычестве.
Князь – не царь, княжеский титул подразумевает вассалитет по отношению к царю, хотя порой только с юридической точки зрения. Царьград только по-гречески Константинополь, а по-русски – столица.Не Киев, не Москва, а Константинополь был столицей нашей родины.Только в 1561 году константинопольский патриарх признал московского князя царем. Этого титула был удостоен Иван IV Грозный, и лишь в 1589 году с милостивейшего позволения константинопольского патриарха на Руси было учреждено собственное патриаршество.
В XVI веке игумен псковского Елезарова монастыря Филофей выдвинул небезызвестную теорию: «Москва – третий Рим»: «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертого не бывать». Данная теория ввергла восточных славян в самоизоляцию, из которой они не могут выйти и посегодняшний день. Ну-ка, простой смертный, получи визу в Европу. После падения Константинополя русский мужик почувствовал себя единственным хранителем православия во всей Вселенной. Он стал заботливо оберегать каждую букву священных книг и строго исполнять обряды, свято веруя, что этим угождает Богу.