Петровский церковный переворот

Процесс поглощения церкви государством, начавшийся еще при царе Алексее Михайловиче, завершился при Петре I. До Петра церковь еще как-то пыталась заявлять о своих правах, время от времени рождая в своих рядах оппозицию, но великий реформатор не слишком-то церемонясь с церковью, фактически прекратил ее существование. До 1593 года русской православной церкви не было, на славянских землях существовала митрополия восточной (византийской) церкви. Но в связи с упадком Византии и покорения ее турками, Москва получила патриархию. Она просуществовала всего сто семь лет. Патриархия была Петру как кость в горле. Еще бы, ведь патриарх именовался «великим государем», а в канун Пасхи царь должен был вести коня под уздцы, на котором восседал патриарх. Возникни какой конфликт между царем и патриархом, рассматриваться он будет в Византии, какому Петру это понравится? Как такое терпеть?

Но вот в конце 1700 г. умирает патриарх Адриан. Петр быстро сориентировался и назначил Стефана Яворского местоблюстителем патриаршего престола. Яворский родился в Киеве, там же он учился в академии, затем принял унию, учился в иезуитских коллегиях во Львове, Люблине, Вильне и Познани. Фигура довольно колоритная и очень уж «православная», да к тому же и очень «преемственная». Яворский «блюл престол» для императора, как мог, но Петра не устраивало даже «местоблюстительство».   В 1721 году он упразднил со­борность Церкви, создав подчи­ненный себе Святейший Правительствующий Синод, орган явно не церковный, который состоял все­го из нескольких человек. Члены синода, перед тем как приступить к своим обязанностям, присягали на верность царю, и властью этотуправляющий орган был наделен большей, чем Патриарх и Поместный Собор вместе взятые, а это явилось от­кровенным попранием канони­ческих устоев РПЦ, если тако­вые еще к тому времени существо­вали. Петр I упразднил также московское патриаршество. Церковь была раздавлена, ею управляли светские господа Мусин-Пушкин и Меньшиков, а правил царь.

В книге Г. Якунина «Подлин­ное лицо Московской Патриар­хии» читаем:«Архиереи пись­менно согласились с подготов­ленным указом Императора. По­казательно, в частности, что духовенство обязывалось доно­сить в полицию о политической нелояльности верующих, даже ставшей известной из исповеди. Архиереи приносили присягу на верность Императору как “пред­седателю и крайнему судии Правительствующего Синода”. Чле­ны Синода были полностью приравнены к членам Сената, получили такие же регалии, при­вилегии, огромные жалованья, крепостных, золоченые кареты, а также «кремлевские пайки и спецмедобслуживание в Кремлевской больнице». Император вернул им латифундии, на ко­торых их райское существование – несмотря на обязательный для архиереев монашеский постриг – обеспечивалось трудом тысяч крестьян. Новая, уже XVIII века церковь проглотила пилюлю – насильственное прекращение в XVIII веке основы православия – соборности, и впервую оче­редь – выборности духовенства, превращение епископов в назна­чаемых правительством сановных чиновников и рабовла­дельцев, а священников – в надсмотрщиков за рабами. Все это привело к глубочайшему духовному кризису в России, к непреодолимому разрыву между просвещенной элитой и народом, и, в конечном счете, к катаст­рофе 1917 года».

Петр I создал религиозно-идеологический институт, своеобразную политическую партию, присвоив ей имя церкви. Никоновская РПЦ, взяв под козырек, добровольно сдала позиции и прекратила свое су­ществование, а Константинополь согласился потому, что состоял на попечении Москвы. «…по существу произошло закрепощение духовенства». В связи с этим Н. И. Кедров замечает: «Когда Петр повелел указом, чтобы духовный отец открывал уголовному следователю грехи, сказанные наисповеди, духовенство должно было почувствовать, что отсель государственная власть становится между ним и народом, что она берет на себя исключительное руководство народною мыслию и старается разобщить ту связь духовных отношений, то взаимное доверие, какое было между паствой и пастырем». (СНОСКА  Иоанн Экономцев «Православие. Византия.Россия» Цитируется по Е. Н.  Пушков «Несмущайся!»).

В Российской Империи с того времени существовали две цер­кви: РПЦ первого созыва – ста­роверы, или гонимая православная церковь, пришедшая на Русь в VIII веке, и неканоническая петров­ская православная церковь, управляемая светской властью.

Могла ли неканоническая церковь родить каноническую церковь наших дней? Безусловно, нет.