Пастор, пастырь, пресвитер, старейшина, епископ

Если посмотреть на структуру новозаветной церкви, описанной в Новом Завете, то можно увидеть, что ею руководили апостолы. Для того, чтобы освободить их от хозяйственной работы, церковь избирала дьяконов (Деян. 6:3). Позже, когда появились новые церкви, в них стали ставиться старейшины (греч. пресвитеры), которые должны были «надзирать за стадом» и «кормить» его, т.е. выполнять функцию пастуха – пастыря. Слово пастор – это латинизированный вариант «пастыря».

«Пастырь», согласно Словарю русского языка: «1. То же, что пастух (стар.). 2. Служитель культа, священник как руководитель паствы (устар.)». Оно восходит к латинскому «Пастере» - кормить, вскармливать.

Библейский пастырь-пастух (лат. пастор) призван пасти стадо. Истинным пастырем является Господь Иисус Христос: «Я есмь пастырь добрый», Он «полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11). Какие замечательные слова гово­рит Давид о своем Господе: «Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться» (Пс. 22:1).

Господь Иисус, идя на Голгофский крест, завещал ученикам пасти“овец Моих.”(Ин. 21:16). Будучи Главою Церкви, Христос поставляет пастырей поместным Церквам.

Что же тогда означает слово «пресвитер»? Оно пришло к нам из греческого «пресбиторос»что означает старейшина; умудренный опытом учитель. Христос – единственный Учитель, но Его учени­ки называют себя пресвитерами: “Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых” (1 Пет. 1:5). В греческом оригинале за словом «пастырь» стоит «пресбиторос»т.е. старейшина или пресвитер, а за словом «сопастырь» – «сумпресбиторос», – «состарейшина».

Это же слово мы находим в 2Ин. 1-1- «Старец – избранной госпоже и детям ее…», т.е. «пресвитер. – избранной госпоже…». Все апостолы получили учение из рук Самого Господа, и передали его другим, а те в свою очередь следующему поколению. «Ибо я от Самого (выделено автором) Господа принял то, что и вам передал…» (1Кор. 11:23);«Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились… Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял (выделено автором), то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию» (1 Кор. 15:1, 3).

Те, которые были определены для служения, назы­вались пресвитерами, т.е. старей­шинами:«Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали»(Деян. 14:23). Все они должны были, при необходимости, быть готовы сами зарабатывать себе на хлеб (Деян. 20:17,33-35). В их обязанности входило учить и рассматривать спорные вопросы жизни церкви (Деян. 15:2, 6, 22-29; 16:4). Апо­стол Павел, собрав пресвитеров в Милите (Деян. 20:17), напутство­вал их, напомнив, что, кроме проповеди Евангелия и учитель­ства в обязанности пресвитеров входят обязанности быть «блюстителями епископоус»), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею” (Деян. 20:28), другими словами, быть пастырями (пасти), заботиться (пресвитерствовать) и при­сматривать (епископствовать) за стадом. Здесь необ­ходимо отметить тот факт, что ефесских пресвитеров (Деян.20:17) апостол Павел в 28 стихе называет епископами.

«Епископос» – с греческого: блюститель; смотрящий за; при­сматривающий. Это слово встре­чаетсяв оригинальных текстах: 1 Пет. 2:25; Деян. 20:28; Филип. 1:1; 1Тим. 3:2; Титу1:7 и является бесспор­ным библейским синонимом слова «пресвитер», которое, в свою очередь, является синонимом слова “пастырь” (лат. пастор). Возьмем пример: в Послании к Титу апостол Павел просит его завершить начатое дело – «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Титу 1:5). А в седьмом стихе апостол называет этих пресвитеров епи­скопами: «Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолю­бец…». Другими словами, апостол одних и тех же людей в пятом и седьмом стихах называет разными словами, в первом случае пресвитерами, а во втором – епископами.

Вопрос о том, как называть служителей, в догматическом смысле не принципиален, поместная церковь вправе сама решать, как ей называть служителей, лишь бы это не противоречило Священ­ному Писанию. Но наделять епископа особой региональной властью, позволяющей ему «присматривать» за пресвитерами – значит идти вопреки учению Христа и апостолов.

В Основных Принципах Веры ЕХБ 1928 года (принцип шестой) мы находим слова, наполненные еван­гельской истиной - «несмотря на то, что Сам Господь определил для церкви эти два служения (пресвитеров и дьяконов), мы все же не имеем права считать этих лиц стоящими над церковью, т.е. выше всех ее членов Мы должны смотреть на них как на избранников церкви и утвержденных Господом на дело служения для созидания Тела Христова (Еф. 4:12), членами которого они состоят в той же мере, что и другие. Эта истина особо ясно усматривается из апостольских посланий, исключительно поместным церквам, а не их служителям. Апостолу Павлу не пришло в голову написать свое Послание к Римлянам в адрес епископа, но написал его “всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым….”(Рим. 1:7) как равноправным членам Тела Христова – Церкви Божьей».Где те старые добрые времена, когда у баптистских служителей не было желания возвыситься над братьями?