Если посмотреть на структуру новозаветной церкви, описанной в Новом Завете, то можно увидеть, что ею руководили апостолы. Для того, чтобы освободить их от хозяйственной работы, церковь избирала дьяконов (Деян. 6:3). Позже, когда появились новые церкви, в них стали ставиться старейшины (греч. пресвитеры), которые должны были «надзирать за стадом» и «кормить» его, т.е. выполнять функцию пастуха – пастыря. Слово пастор – это латинизированный вариант «пастыря».
«Пастырь», согласно Словарю русского языка: «1. То же, что пастух (стар.). 2. Служитель культа, священник как руководитель паствы (устар.)». Оно восходит к латинскому «Пастере» - кормить, вскармливать.
Библейский пастырь-пастух (лат. пастор) призван пасти стадо. Истинным пастырем является Господь Иисус Христос: «Я есмь пастырь добрый», Он «полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11). Какие замечательные слова говорит Давид о своем Господе: «Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться» (Пс. 22:1).
Господь Иисус, идя на Голгофский крест, завещал ученикам пасти“овец Моих.”(Ин. 21:16). Будучи Главою Церкви, Христос поставляет пастырей поместным Церквам.
Что же тогда означает слово «пресвитер»? Оно пришло к нам из греческого «пресбиторос», что означает старейшина; умудренный опытом учитель. Христос – единственный Учитель, но Его ученики называют себя пресвитерами: “Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых” (1 Пет. 1:5). В греческом оригинале за словом «пастырь» стоит «пресбиторос», т.е. старейшина или пресвитер, а за словом «сопастырь» – «сумпресбиторос», – «состарейшина».
Это же слово мы находим в 2Ин. 1-1- «Старец – избранной госпоже и детям ее…», т.е. «пресвитер. – избранной госпоже…». Все апостолы получили учение из рук Самого Господа, и передали его другим, а те в свою очередь следующему поколению. «Ибо я от Самого (выделено автором) Господа принял то, что и вам передал…» (1Кор. 11:23);«Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились… Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял (выделено автором), то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию» (1 Кор. 15:1, 3).
Те, которые были определены для служения, назывались пресвитерами, т.е. старейшинами:«Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали»(Деян. 14:23). Все они должны были, при необходимости, быть готовы сами зарабатывать себе на хлеб (Деян. 20:17,33-35). В их обязанности входило учить и рассматривать спорные вопросы жизни церкви (Деян. 15:2, 6, 22-29; 16:4). Апостол Павел, собрав пресвитеров в Милите (Деян. 20:17), напутствовал их, напомнив, что, кроме проповеди Евангелия и учительства в обязанности пресвитеров входят обязанности быть «блюстителями («епископоус»), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею” (Деян. 20:28), другими словами, быть пастырями (пасти), заботиться (пресвитерствовать) и присматривать (епископствовать) за стадом. Здесь необходимо отметить тот факт, что ефесских пресвитеров (Деян.20:17) апостол Павел в 28 стихе называет епископами.
«Епископос» – с греческого: блюститель; смотрящий за; присматривающий. Это слово встречаетсяв оригинальных текстах: 1 Пет. 2:25; Деян. 20:28; Филип. 1:1; 1Тим. 3:2; Титу1:7 и является бесспорным библейским синонимом слова «пресвитер», которое, в свою очередь, является синонимом слова “пастырь” (лат. пастор). Возьмем пример: в Послании к Титу апостол Павел просит его завершить начатое дело – «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Титу 1:5). А в седьмом стихе апостол называет этих пресвитеров епископами: «Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец…». Другими словами, апостол одних и тех же людей в пятом и седьмом стихах называет разными словами, в первом случае пресвитерами, а во втором – епископами.
Вопрос о том, как называть служителей, в догматическом смысле не принципиален, поместная церковь вправе сама решать, как ей называть служителей, лишь бы это не противоречило Священному Писанию. Но наделять епископа особой региональной властью, позволяющей ему «присматривать» за пресвитерами – значит идти вопреки учению Христа и апостолов.
В Основных Принципах Веры ЕХБ 1928 года (принцип шестой) мы находим слова, наполненные евангельской истиной - «несмотря на то, что Сам Господь определил для церкви эти два служения (пресвитеров и дьяконов), мы все же не имеем права считать этих лиц стоящими над церковью, т.е. выше всех ее членов Мы должны смотреть на них как на избранников церкви и утвержденных Господом на дело служения для созидания Тела Христова (Еф. 4:12), членами которого они состоят в той же мере, что и другие. Эта истина особо ясно усматривается из апостольских посланий, исключительно поместным церквам, а не их служителям. Апостолу Павлу не пришло в голову написать свое Послание к Римлянам в адрес епископа, но написал его “всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым….”(Рим. 1:7) как равноправным членам Тела Христова – Церкви Божьей».Где те старые добрые времена, когда у баптистских служителей не было желания возвыситься над братьями?