Многобожие славян

Некий русский историк XII века, имя которого не дошло до наших дней, сделал периодизацию славянских верований.

Первый этап - славяне «клали требы* (СНОСКА *приносили жертвы.) упырям и берегыням (оберегам). Упыри – это вампиры и прочая нечисть, в то время как берегыни (обереги) – это добрые существа, оберегающие людей.

Второй этап - «начали трапезу ставить Роду и рожаницам».

Третий этап - поклонение Перуну.

Четвертый этап - двоеверие, дошедшее до наших дней. Верят во Христу, верят и в иных богов. «Но и ноне по украинам молятся ему, проклятому богу Перуну», – жалуется один из священников в XVII веке.

Славянские боги почитались в соответствии с временем года. Самым большим праздником, как и сегодня, был Новый год. Святки длились 12 дней и приурочивались к зимнему солнцестоянию. Праздники сопровождались пирами-братчинами и обильными возлияниями. Причем языческое празднование зимнего солнцестояния было присуще не только славянам; греки, угро-финны, германцы, латиняне – все язычники отмечали эти дни. Церковь, поправшая дух Христа, была не в состоянии бороться с этим явлением и приурочила праздник Рождества Христова к святкам, надеясь постепенно вытеснить языческих богов. Богов-то вытеснили, но вот языческий дух в праздновании Рождества остался. Гадания, ряженые, попойки, сменяющиеся похмелками:

«Пятьминут, пять минут

И опять начнем сначала…»

Дни весеннего солнцестояния постигла та же участь, им суждено через века нести бремя буйного веселья. Масленица – это разгульнейший праздник, отмечавшийся тогда, когда день становился длиннее ночи, и смысл праздника заключался во встрече солнца и заклинании природы накануне пахоты. Православие не смогло победить Масленицу, оно добилось лишь вынесения ее за рамки Великого поста перед Пасхой.

Во время пахоты славяне обращались за помощью к «дедам», лежащим в земле. Им несли дары – яйца, пшеничную кутью (для всхода пшеницы) и медовуху. Праздник «радуница», или «родительский день», жив и сегодня. Посмотрите, куда несут освященные хлеба-пасхи и крашенные яйца. Частично все это съедается дома, а частично оставляется на кладбищах. Мертвым тоже нужна пасха.

Летом поля требует дождя, которыми «ведает» бог Ярила. Он очень «любит» ветки молодых берез. Ярилу убрали, заменив его Троицей, а ветки берез остались.

Празднование Ивана Купалы (приурочено к Иоанну Предтече), конечно, потеряло былой колорит, но, тем не менее, живо и популярно в Белоруссии и в Украине. По сути – это свод очистительных и магическо-драматических церемоний: «лесть идольская и празднование кумирское». Тем не менее, благочестивый игумен псковского Елезарова монастыря, старец Памфил в своей жалобе псковским властям на привязанность псковичей к обрядам купальской ночи простодушноназывает эту ночь «святою».

Июльская жара вызывала грозы. Молнии сжигали дома и целые хлебные поля. Защитить от напасти мог Род-Перун, его праздник чудесным образом превратился в Ильин день. С превращением в Илью Род-Перун перестал требовать жертвоприношения людей. Хоть чего-то добились.

Неизвестный автор XIII века пишет: «Даже попове и книжницы веруют в Перуна и Хорса, подкладывают им требы и куры им режут». Материалы Стоглава* (СНОСКА * Стоглав, или Стоглавый собор, – церковный собор 1551 г., его постановления составили ровно сто глав.) показывают, что и к XVI веку ситуация не изменилась в лучшую сторону.

Многие жития святых напоминают нам дремучую языческую сказку, так, например, в житии Иоасафа Каменского читаем: «Свирепый зверь, кровоядец акуд, рекомый медведь, на едином от скот сотвори пакость, хотящее убити его, святый же зверя молитвою связа и повеле ученику своему поучения дати, да впредь пакости не деет. Ученик, взем лозу, бияше зверя, зверь же поклонися им до земли… ничтоже зла сотвори». Жите буквально пропитано евангельской вестью, не так ли? Тут есть объяснение греха и утверждение, что все мы грешники, и что наказание за грех – смерть, а раз так, то нам нужен Спаситель, берущий на Себя наши грехи. Однако авторам житий это все неизвестно, куда понятнее: взял прут, отхлестал медведя, и тот стал верующим. Загнал киевлян силой в Днепр, и страна стала христианской.

Суть всех «житий святых» в следующем: святой есть подвижник борьбы против демонов, обитающих в лесной или иной какой пустыни, в которой обитает и святой. Демоны (а не звери) творят всякие «пакости», чтобы выжить святого. Святой выходит победителем. Где христианство? Где символ веры, где речь о грехе? Все, как в сказках о Змее Горыныче и добрых молодцах.

Стоглав сообщает нам, что попы и причетники часто приходят для совершения службы пьяными, иной раз затевают между собой ссоры, сквернословную ругань и драки, даже «до кровопролития».

Суть византийского богослужения для славян осталась тайной за семью печатями, оно было непонятно людям, привыкшим в религии отдавать предпочтение «магическим» действия, как то: отхлестать медведя ивовым прутом, загнать в воду или наложить знамение.Византийцы пели и читали священные книги без пропусков. Славянам нехватало терпения, поэтому они, по словам Стоглава, «стоят в церквах без страха, в тафьях и шапках, разговаривают и сквернословят, точно на позорище или на пиру или корчме». Чтобы укоротить службу и не умножать сквернословия в церквах, но не пропустить «магических» слов, ведь они имеют волшебную силу, русские церковники ввели так называемое «многогласие»: несколько причетников одновременно поют и читают молитвы и псалмы, положенные по уставу. Священнодействие соблюдено, что требуется, прочитано и спето, а то, что непонято, покроет магическая форма. Она и покрыла - Русь осталась языческой посей день.

Священник всегда ценился как совершитель магических актов, некий волшебник. А потому он должен отличаться от остальных людей одеждой и обличием. Вспомните мудрецов и звездочетов Востока, современных колдунов и магов, здесь все то же. Итак, священник есть не кто иной, как совершитель магических актов. Популярным был и остается чин окропления святой водой (читай: волшебной) домов, полей, бандитских «Мерседесов», знамен фашиствующей партии, Русское национальное единство и всевозможной военной техники. Священник как носитель магической силы мог и может прогонять демонов, отгонять нечистую силу и призывать «добрые силы». В язычестве на Руси этими добрыми силами были «берегыни» (обереги), они по сути ими и остались, но называть их стали украденными у христиан именами. Неменее популярным были и остаются чины крещения младенцев и отпевания мертвых, чтобы последние сразу попали куда следует. Причем совершенно неважно, насколько далеко от Христа был покойник. Купил проходное письмо и спи спокойно. Если чин совершен не по канону, это плохо, но не смертельно, главное, он совершен «власть имеющим».

Православное богослужение прониклось чертами древней магической обрядности. Разве не является языческим обряд «запечатывания» могилы крестом, получающимся от вдавливания черенка лопаты в надгробный холмик? Делается же это и поныне, только язычники это делали для того, чтобы душа усопшего не выходила из могилы, но вот для чего это делают православные?

Отсутствие четкого понимания сути христианства породило культы юродствующих, всевозможных гадателей, кудесников и пророков. Вера в сглаз среди православных жива и по сей день. Все углы оплеваны:«Тьфу, тьфу, тьфу не сглазить…». В Стоглаве читаем: «По погостам и селам ходят ложные пророки, мужики и жонки, и девки и старые бабы, наги и босы и волосы отрастив и распустив, трясутся и убиваются, а сказывают, что им является Св. Пятница и Анастасия… иные заповедуют богомерзкие дела творить».

Помощью юродивых пользовался и Иван Грозный, и «святой» Николай II.По-видимому, последнему это зачлось в заслуги, а иначе как объяснить канонизацию отрекшегося от престола в пользу брата царя? При Иване Грозном жил знаменитый юродивый по имени Василий. Он зимой и летом ходил совершенно нагим, а после смерти был объявлен святым. В его честь в Москве поставили Покровский собор, известный как храм Василия Блаженного. А действия Распутина и его юродствующее влияние на Николая II способствовало разрушению страны.

Никон – орудие раскола русской православной церкви, всегда имел под рукой юродивого Киприяна, с которым вместе трапезничал. За свой кусок хлеба наряду с юродивыми всегда боролись, находящиеся бок о бок с последними «идоломолицы», или «бабки богмерзкие». Животный страх неспасенных душ заставлял людей (и заставляет поныне) после «обращения» к Богу обращаться «на всякий случай» к «идоломолицам» и «богомерзким бабкам», суть деятельности которых заключался в следующем: болезнь есть бес, которого надо изгнать надлежащим заговором. Пример заговора: «Бесица, имеющая разжени очи, а руци железные, а власы верблюжие, в человеке злые пакости творити, и кости женские изсушити, млека изсякнути, а младенца уморити…» и тому подобное. Болезнь заговаривали на какой-либо предмет, например, на воду. После заговора болезнь переходила в нее, и воду уже пить нельзя, если только нет желания «навести порчу» на кого-нибудь. Бред? Несомненно, но православие и тут кое-что почерпнуло. Например, архангел Михаил может противостать бесице, а мученик Сисиний защитить от 12 трясавиц, а при кровотечении надо обращаться к Деве Марии с молитвой: «На море, на окияне, на острове на Буяне, лежит горюч камень, на том камне сидит пресвятая богородица, держа в руке иглу золотую, вдевала нитку шелковую, зашивала рану кровавую: тебе, рана, не болеть, тебе, кровь, не бежать, аминь». Вот такие здесь дела -«все они Хала Бала».

Мученики Гурий, Симон и Авив помогали жене, если последнюю возненавидел муж. Косьма и Дамиан просвещали разум, богородица Неопалимая Купина оберегала от пожара, пророк Илия боролся с засухой, Тирон помогал найти украденные вещи, а Флор и Лавр – лошадей. Да что там говорить, подойдите сегодня к любой православной лавке и спросите, что поможет вам избежать пожара, а что развода; какой святой убережет от автокатастрофы, а какой от угона автомобиля. И вы получите за малое вознаграждение какого-нибудь божка, замурованного в складень. Сколько этих божков томится в стеклянном крошеве разбитых вдребезги авто, залитых кровью водителей и их пассажиров, поверивших, что складень убережет?

Для того, чтобы заклинания лучше работали, их надо сопроводить крестным знамением, а на больных водрузить Евангелие или наузы.Наузы – это такие штуки, которые употреблялись «бабками богомерзкими» и были модификацией старинных язычески хамулетов.Православие и здесь не осталось в стороне: посмотрите на подвески ввиде мини-икон или на складни с ушком наверху, чтобы, вдев нить, их можно было носить на шее. Вершиной науза стал нательный крест. Однако науз от «бабы богомерзкой» – грех, а от попа – благость.

Если «бабка богомерзкая» творило зло, то ее следовало сжечь (здоровая конкуренция), но этого было недостаточно. В Владимире в XIII веке после сожжения необходимо совершить крестный ход, в котором должны принимать участие не только иконы, но и всевозможные мощи для пущей убедительности. Сегодня «бабок» уже не сжигают, но вокруг церквей ходят, причем с самым серьезным видом, как вокруг Иерихона. Одно различие: в последнем случае ходить приказал Бог.

Вершиной языческого влияния на христианство без Христа стал фетишистский* (СНОСКА *Фетиш – обожествляемая вещь у первобытных племен.) культ икон. Икона стала домашним богом. Этому богу молились и продолжают молиться, кадили и продолжают кадить, приносили жертвы и продолжают приносить. Под его защиту (за его спину) клали ценности и деньги и продолжают класть, облегчая труд домушников. Православные могли и могут молиться только иконам, иного способа молитвы они не знали и не знают, поэтому не только дома у каждого был свой бог, но и в церкви люди выбирали (или им выбирали) иконы, которым следует молиться. Автор пережил этот опыт, ему была «назначена» икона, которой следовало молиться, Бог же при этом не был упомянут вообще. Подвели к иконе и сказали:

- Ей молись и свечи здесь ставь.

Икона действительно была красива. А вот Христа, умершего за мои грехи, не было. Не было благой вести о спасении и ни одного слова о благодати. Мерцание свечей, запах ладана и зияющая пропасть ада:«…никто не приходит к Отцу, как толькочерез Меня» (Ин. 14:6). А ведь мы грамотные, умеем читать, зачем нам картинки? Иисус Христос сказал: «…слушающий слово Мое <…> имеет жизнь вечную…»(Ин.5:24). «Имеет жизнь вечную»! Вдумайтесь в эти слова, это – евангелие, это – благая весть, это – радость! Более того, при наличии веры, человек не приходит на суд, «но перешел от смерти в жизнь». Апостол Петр говорит Иисусу Христу: «…Ты имеешь глаголы вечной жизни…», заметьте, не картинки, а слова. В молитве Господь просит: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Ин. 17:17)

Русь как была темной языческой страной, такой в православии она и осталась.