Христианизация Руси – Начало пути

Христианство пришло на Русь, по крайней мере, за сто лет до официальной даты, признанной РПЦ. А произошло это при князе Аскольде*. (СНОСКА Аскольд (? – 882),др.-рус. князь. Совершил несколько походов на Константинополь (Царьград), убит Олегом.)

Константинопольский патриарх Фотий** (СНОСКА ** Фотий (ок. 810или ок. 820-890-е гг.), патриарх Константинополя в 858-867, 877-886. Способствовал распространению влияния византийской церкви в славянских землях.) писал в окружном послании (энциклике): «Не только болгары обратились к христианству, но и тот народ, о котором много и часто говорится и который превосходит других грубостью и зверством, то есть так называемые русы.Поработивши соседние народы и через то чрезмерно возгордившись, они подняли руку на Ромейскую империю. Но теперь и они переменили эллинскую и безбожную веру, в которой прежде содержались, на чистое христианское учение, вошедши в число преданных нам и друзей, хотя незадолго до этого грабили нас и обнаруживали необузданную дерзость. И в них возгорелась такая жажда веры и ревность, что они приняли пастыря и с великим тщанием лобызают святыни христиан с великим усердием и ревностью».

Из этого послания видно, что византийское (не путать с апостольским) христианство не просто достигло русских земель, но стало официальной религией Киевского княжества. Русь не только приняла Христа в византийском представлении, но и отказалась от язычества («элиннской и безбожной веры»), иными словами, Киевское княжество официально, хотя и формально, стало византийско-христианским. В Киеве даже была создана епархия, а это значит, что в ее подчинении было несколько церквей. Миф о том, что в правление Аскольда крестилась лишь некоторая часть знати, не может восприниматься всерьез. Из всех видов нетерпимости самая страшная – религиозная. Язычники ни за что бы не смирились с иноземной верой, будь у них перевес в силе. Однако дружина князя контролировала ситуацию, хотя до полной победы государственного христианства было еще далеко.

Отсюда напрашивается вывод: либо христиан в дружине и среди знати было достаточно много, либо христианство мало чем отличалось от язычества, либо и то, и другое, что вероятнее всего.

Вот что пишет по этому поводу в своей книге «Рождение Руси» известный историк Б.А. Рыбаков: «Крещение отдельных русских людей началось значительно раньше, в 860-е годы, но в середине X века мы уже ощущаем утверждение христианства в государственной системе. Сравним два договора с греками: при заключении договора 911 года русские послы клянутся только языческим Перуном (послы-варяги тоже клянутся чужим для них русским Перуном), а договор 944 года скрепляется уже двоякой клятвой как Перуну, так и христианскому богу. “Мы же, еликонас крестилися есмы, кляхомъся църкъвию святаго Илие в съборьней църкъви и предълежащьмь честьнымь кръстьмъ…” Церковь святого Ильи (сближаемого с Перуном-громовержцем) находилась в торговой части Киева на Подоле “над Ручаем, коньць Пасынъче Беседы”. Важно отметить, что церковь названа соборной, то есть главной, что предполагает наличие и других христианских храмов. Кроме крещеных русских упомянуты крещеные хазары и варяги».

Почему же РПЦ не считает более раннюю дату прихода христианства на русские земли? Разве кому помешали бы лишние 100 лет в истории?Дело в том, что в более раннем христианстве не было героев, столь потребных православию. Никто не никого не гнал креститься, да и политической воли на то не было. Все по иному с Владимиром: становление государства, святой князь-герой и массовость. Все служит укреплению престола.

А какое геройство на раннем этапе? Христианство с трудом приживалось среди славян, об этом свидетельствует реванш язычества. По убиении Аскольда Олегом начались гонения на церковь. Игорь, сменивший на княжеском престоле Олега, тоже не был христианином. Он был убит древлянами, и Киевом стала править крещенная (около 957года) Ольга. Ее сын Святослав отверг христианство, так как он и его бояре знали, что крещение потребует от них принесения вассальской присяги Византии. И в этом случае цесарь охотно назвал бы его «сыном» в феодальном смысле. При всем желании героев найти трудно.

Константинополь страстно желал стать господином богатой сырьем русской земли. Однако, как удержать диких и необузданных русичей?Экспедиционному корпусу решить такую задачу было не под силу, восточные славяне сами несколько раз прибивали свои щиты на ворота Царьграда и получали даже дань с этого города. У Византийской империи был единственный выход: навязать славянам свою идеологию, которая нашла отражение в византийском христианстве. Христианство стало политической партией греков, и греки в экспорте своей идеологии оказались очень активными. В их деле им помогали болгары, а Владимир Красно Солнышко, сменивший Святослава, столкнулся с серьезнейшей проблемой, с которой 600 лет до него столкнулся император Константин, чье войско на три четверти стало христианским. По молодости и горячности князь Владимир сначала пытался укрепить язычество (о, как нам знакомы слова «так верили наши отцы и деды»), он даже построил пантеон языческим богам. Это укрепляло независимость от Византии и давало возможность продолжать набеги на ее города, однако купцы, торговавшие с Константинополем, один за другим стали переходить в христианство(бизнес есть бизнес, грек христианин скорее заключит сделку с единоверцем из славян, чем с язычником). Дружинники по разным причинам тоже стали поклоняться Христу. Финансисты и силовики стали выходить из-под контроля. Допустить это – значит потерять престол. Но с другой стороны, можно было согласиться на формальное подчинение константинопольской патриархии. Царьград-то далеко. Этот вариант Владимиру понравился больше. Как ни старался легендарный Добрыня Никитич, дядя Владимира, удержать племянника в узах язычества, у него ничего не получилось. Владимир в политических вопросах был более прозорлив своего дяди.Национальная гордость и вера отцов – это всего лишь чувства, ими государства не построишь и трон неудержишь, что в последствии было подтверждено политикой г-на Победоносцева: (СНОСКАК.П. Победоносцев – обер-прокурор Синода РПЦ, автор лозунга: «Славяно-русская Народность, Православие, Самодержавие») и трон не удержали и государство пало. Тем более, что христианские миссионеры, шедшие с юга, практически не несли с собой ничего нового, новыми были лишь имена для старых богов и некоторые обряды.