ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Автор А. Коломийцев

Новые учения о вопросах духовной брани, повлиявшие на русский евангельский мир в последние два десятилетия, представляют собой весьма опасную тенденцию, поворачивающую евангельские церкви России в направлении субъективизма и духовной фантастики, которые зачастую тесно граничат с оккультной практикой. Книги на эту тему, переведенные на русский язык, больше основывают свои выводы на различных спекуляциях, чем на исследовании Божьего слова. Большинство из них превозносят личный опыт человека над авторитетом Писания и «мудрствуют сверх того, что написано» (1 Кор. 4:6). Павел прямо предостерегает:  «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом» (Кол. 2:18). Многие современные богословы делают подобные предостережения. Сидней Пейдж в своей книге «Силы зла» предупреждает:

«Существует опасность принятия верований и практик, которые являются суевериями и суб-христианством. Библия является сверхъестественной и не может быть понята должным образом без принятия сверхъестественного мировоззрения. В то же время очень важно, чтобы, говоря о сверхъестественном, исследователь не переставал мыслить рационально. Многие популярные авторы очень наивны в том, что воспринимают все, что им говорят, как реальность и пропагандируют взгляды, которые в большей степени согласуются с миром магии, чем с Писанием.

Библия удивительно свободна от предположений относительно невидимой реальности. Как следствие, существует много вопросов, на которые она просто не отвечает. К несчастью, многим тяжело смириться с молчанием Писания, и они делают предположения о вещах, о которых не учит Библия, даже тогда, когда Библия напрямую запрещает это. Домыслы об именах и званиях злых духов и мире, которым они правят, не только не имеют библейского основания, они чужды духу Библии».[1]

Другой богослов и библейский душепопечитель делает похожее предостережение о попытках спекуляции в вопросах, которые в Библии не представлены ясно:

«Причины демонизации являются одним из вопросов, о которых умалчивает Писание и которые вызывают особое любопытство по отношению дьявола и его армий. Мы не в праве ни удовлетворять любопытство с помощью спекулятивных рассуждений, ни строить обстоятельное пасторское богословие из фантазий. Библия говорит много о нашем духовном освобождении от дьявольского рабства, сообщая нам о классическом способе духовной борьбы как силе освобождения».[2]

Христиане – это люди Книги. Библия – их единственный путеводитель, и она располагает всеми необходимыми ответами на вопросы, которые нам нужно знать.Ничто не должно занять ее место. Самый яркий опыт или захватывающие рассказы не могут стать основанием в жизни или путеводителем в богословии. Быстрый рост учений современного экзорцизма – это лишь еще одно напоминание о возрастающей нужде полного посвящения Божьему слову, которого достаточно, чтобы сделать нас совершенными во Христе Иисусе.

 

 


[1] Сидней Пейдж, Силы зла. Библейское учение о сатане и демонах (Baker Books: Grand Rapids, 1995), 270 .

[2] Powlison, Power Encounters, 129.