Суеверие как корень русского православия

Автор А. Коломийцев

Первые евангельские церкви появились в России в середине XIX столетия. К этому времени Восточная Православная церковь уже имела за своими плечами почти 900 лет истории её существования на российской земле. Являясь государственной и практически единственной церковью на территории страны в течение многих столетий, Русская Православная церковь и её учение оказали огромное влияние на формирование духовного мировоззрения народов России. Будучи по своей сущности очень склонным к мистике, таинствам и традиционности, православие содержит в своей практике множество элементов, не имеющих библейского основания, унаследованных либо от старых традиций дохристианского язычества, либо от предыдущих поколений православных святых. В атмосфере мистицизма и традиционализма каждый отдельный элемент обряда или церемонии воспринимается его участниками как играющий важную, почти магическую роль. Оттого, насколько правильно исполнен обряд или произнесена молитва, будет зависеть успех всего религиозного действа. Православное богослужение окутано мистическим облаком таинственности, что делает ненужным его рациональное осмысление. Подобный подход к богослужению и к духовной жизни в гораздо большей степени основан на церковных преданиях, многочисленных историях, передаваемых их уст в уста, чем на Священном Писании. В связи с этим мистическо-традиционное мировоззрение укоренилось в сознании русского православия настолько глубоко, что оно практически не вызывает вопросов у большинства его последователей.[1]

Одной из сфер, в которой православный мистицизм играл и продолжает играть особенную роль, является сфера духовной брани. Учение и практика Православной церкви буквально заполнены всевозможными формами мистического отношения к сфере духов. Духовная жизнь православного человека с самого начала погружается в духовную брань. От древних времён Восточная Православная церковь учила, что перед крещением над крещаемым должна проводиться специальная молитва экзорцизма (изгнания нечистой силы). Один из ведущих православных богословов ХХ века Сергей Булгаков пишет об этом: ”… таинству крещения предшествуют молитвы новообращенных, которые включают четыре молитвы, призывающие демонические силы оставить вновь крещенного”.[2] Далее в этой работе Булгаков говорит о некоторых характерных деталях подхода к духовной борьбе. Он представляет, что некоторые из верующих достигают особой благодати, позволяющей им эффективно вести духовную войну: ”Злые духи становятся видимыми тому, кто достиг определенного уровня в духовном опыте (об этом свидетельствует жизнь великих аскетов и затворников)”.[3]

Православная идеология мистицизма и суеверия в большой степени повлияла на формирование взглядов на духовный мир у большинства жителей России. Среднестатистический человек в странах бывшего СССР в большой степени склонен допускать возможность прямого влияния на людей мистических демонических сил (см. http://www.newsru.com/russia/30jun2004/sueveria_print.html). Вместе с тем широко распространены мнения о том, что определённые люди, обладающие особенными способностями, с помощью обрядов и ритуалов могут избавлять людей от действия нечистых сил. Подобные люди пользуются популярностью, несмотря на то, связаны ли они непосредственно с Православной церковью или же являются духовными «диссидентами». Желающих получить сверхъестественное избавление от действия нечистых сил достаточно и от тех, и от других. Народные поверья, связанные с духовным миром, настолько глубоко укоренились в сознании народов бывшего СССР, что даже семьдесят лет жесткого атеистического контроля всех идеологий не смогли искоренить из сознания советских людей тенденцию видеть духовный мир мистическим и полным чудес. Для среднестатистического человека в России представление о духовном мире не идёт дальше суеверий, традиций и народных обрядов, не имеющих никакого библейского обоснования. Так, например, подавляющее большинство людей, живущих в странах бывшего СССР, верят, что душа умершего возвращается на то место, где он жил, в течение девяти дней после смерти. Считается, что в некоторых случаях блуждание души может продолжаться до сорока дней и даже до года. Только после этого душа, наконец, попадает в присутствие Бога. Поэтому у русских есть традиция приглашать друзей и родных для особой поминальной трапезы на 9-й, 40-й день и через год после смерти человека. Это только один пример из многих маленьких и больших суеверий, глубоко внедрившихся в сознание русских людей.

Падение коммунистического строя в России открыло «железный занавес», и скоро добавились к уже существовавшим суевериям новые, пришедшие с Запада, которые в действительности представляют собой только новое очертание старого мистицизма. В течение последних лет огромное количество прежде неизвестных религий и культов потоком хлынуло на чувствительную почву российской души. Причём повышенный интерес к данной области проявляется не только среди религиозно настроенных людей, но и среди неверующих. Так, фильмы и книги, подобные Гарри Поттеру, пользуются огромной популярностью среди русских, добавляя новую грань в их суеверные представления о духовном мире.

 


[1] Один из многих примеров мы можем найти в книге Иоанна Кармириса Краткий обзор догматического богословия традиционной католической церкви. Перев. Георгий Димопулос (Scranton, Pa.: Christian Orthodox Edition, 1973), 100-112. Среди других фактов автор пишет: «Каждое таинство передает свою собственную частную благодать». Это положение явно не имеет библейского основания. Тем не менее, оно легло в основу развития целой системы верований.

[2] Сергей Булгаков, Православная Церковь (Крествуд, Нью Йорк.: Семинария Св. Владимира Press, 1988), 128.

[3] Там же, 127.