Семь шагов к свободе

 

Автор А. Коломийцев

Центральной идеей книги Нила Андерсона являются его Семь шагов к свободе, где он сводит все свои взгляды о вопросах духовной брани к нескольким принципам, которые, по его мнению, могут помочь демонизированной личности обрести свободу. Перед тем как дать оценку каждому из шагов в отдельности, сделаем несколько общих наблюдений.

Прежде всего, вся система Андерсона очень похожа на некий магический процесс, который при правильном его проведении может принести победу над демонами. Она включает в себя несколько элементов ритуальной формы. Так, Андерсон утверждает, что для успешного освобождения молитвы и провозглашения непременно должны быть прочитаны вслух.[1] Причем каждый шаг имеет особый текст молитвы, который нужно читать по порядку, чтобы освободиться. Кроме того, каждый шаг включает обращение к сатане и его демонам. Все эти вещи явно похожи на языческие ритуалы и обряды. Андерсон объясняет необходимость говорить с сатаной вслух тем, что тот не знает наших мыслей: когда мы изгоняем его мысленно, он этого не слышит, поэтому мы должны вслух произносить слова, изгоняя его.[2] Однако Библия нигде не дает нам указаний говорить с сатаной ни вслух, ни мысленно. Библия всегда учит обращаться в молитве к Богу, чтобы победить сатану и грех.

Вторая проблема Семи шагов в том, что они отвлекают внимание от реального процесса освящения и послушания Христу. Вместо того, чтобы сосредоточиться на потребности постоянного освящения в подчинении Христу, предлагается сосредоточиться на чтении определенных молитв к Богу и провозглашении обращений к сатане и его демонам. Хотя эта методика выглядит эффективной, потому что она преподносится как действительное противостояние сатане, она не имеет библейской почвы, чтобы быть лекарством от духовных проблем. Андерсон пытается обосновать свой подход «стратегией двух шагов», которую он усматривает при прочтении Иакова 4:7: «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас». Из этого стиха он делает совершенно необоснованный вывод о необходимости какого-то заклинания, сначала подтверждающего силу и власть Иисуса над собой, затем словесно противостоящего дьяволу. Вот пример того, как Андерсон описывает личный опыт борьбы с внезапной атакой ночных кошмаров:

«В глубине души, чтобы сатана не мог этого слышать, я обратился в молитве к Богу: «Господь, я признаю Твою суверенную благодать в моей жизни прямо сейчас. Ты мой Бог». Потом я обратился к сатане с одним единственным словом – «Иисус», и кошмары прошли раз и навсегда. Я снова лег спать в совершенном мире».[3]

В описанном случае имя Иисуса выглядит как волшебное слово, которое отгоняет сатану. Писание, однако, свидетельствует, что простое упоминание имени Иисуса ничего не дает. В книге Деяний, 19:12-15, Лука пишет о семи сыновьях иудейского первосвященника Скевы, которые пытались изгнать демонов, призывая имя Иисуса. Вместо того, чтобы быть напуганным, злой дух сказал им: ”Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?” Ясно, что в этом случае демон не испугался простого произнесения имени Иисуса. Сыновья Скевы не обладали апостольской властью повелевать злым духам, которую имел Павел. Подход д-ра Андерсона – это всего лишь попытка заменить настоящий процесс освящения, неизвестный многим христианам и, к несчастью, даже душепопечителям, захватывающим противостоянием злым духам.

Кроме общих проблем методики д-ра Андерсона, каждый из его Семи шагов содержит в себе сомнительные утверждения.

 

1. Отречение от прежней или настоящей сатанинской зависимости и всего, что с этим связано.

Утверждение, что истинный верующий должен вспомнить и исповедать все грехи, включающие демоническое влияние, которое было в прошлом, не подтверждается Писанием. Андерсон основывает его на общей практике Римско-католической и Восточной Православной церквей.[4] Однако эти церкви практикуют множество вещей, которые явно не соответствуют Писанию и являются заблуждением. Простой факт, что что-то практиковалось или практикуется у них, не дает достаточного основания делать это обязательной частью христианского опыта. Например, тот факт, что православные и католики с очень ранних веков практиковали крещение младенцев, не делает такое крещение библейским. Сама идея, что для освобождения личности от дьявольского влияния необходимо что-то большее, чем рождение свыше, основанное на действии благодати и вере, не соответствует Писанию (Еф. 2:5-8). Это подрывает сущность возрождения, или покаяния, как его истолковывают реформаторы.

Существует также несколько других трудностей, связанных с этим вопросом. Для того, чтобы отречься от всякой практики, в которую человек был вовлечен «намеренно или несознательно», он должен быть уверенным, что вспомнил все грехи. Д-р Андерсон советует составить список таких грехов и после этого начать процедуру отречения. А что, если он пропустит один или два? Значит, в этом случае проблема «места для дьявола» не будет решена? А как же быть с другими грехами? В 1 Тим. 4:1-3 Павел называет законнические ограничения жизни «бесовским учением». Согласно толкованию Андерсона, Петр «дал место дьяволу» не оккультной практикой, а гордостью. Значит ли это, что человек, который приходит ко Христу для того, чтобы получить полную свободу от сатанинского влияния, должен вспомнить абсолютно каждый свой грех? Если нет, почему тогда обязательно отрекаться от одной категории демонического влияния, а от другой – необязательно? Складывается впечатление, что все принципы первого шага основаны скорее на шаткой почве личного опыта д-ра Андерсона, чем на библейской истине.

 

2. Освобождение от лжи

В этом шаге к свободе д-р Андерсон говорит о действительной проблеме лжи, но, к сожалению, решение, которое он предлагает, опять основывается в большей степени на его личном опыте. Библия учит, что одной из наибольших проблем для неверующих является тот факт, что они «помрачены в разуме» и заблуждаются (Еф. 4:17-18). Важнейшей задачей каждого истинного верующего является «обновление ума» –  обучение библейскому мышлению (Рим. 12:2). Андерсон, несомненно, прав в том, что нам необходимо молиться о нашей способности понимать истину. Однако предлагаемая им особая молитва, которую нужно произносить вслух, похожа на некое магическое заклинание, якобы имеющее особую силу освобождать людей. Библейская молитва о способности понимать Божью истину должна стать постоянной привычкой каждого верующего, а не просто отправной точкой для второго шага системы освобождения.

Еще одна проблема, связанная с этим шагом, – необходимость провозглашения доктринального утверждения. Д-р Андерсон советует читать его снова и снова,«столько раз, сколько потребуется для обновления вашего ума и утверждения в истине».[5] Содержание этого провозглашения основывается на Библии. Однако почему бы не читать Писание само по себе, размышляя о нем снова и снова? Ясно, что вся истина содержится в Библии. Чтобы освободиться от лжи, необходимо понять и применять истину, а не только повторять как заклинание некоторые её принципы. Именно поэтому Бог учил Иисуса Навина: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Иис.Нав.1:8). Лишь понимание и принятие Божьей истины в целом делает человека свободным. Следовательно, список доктринальных утверждений д-ра Андерсона – не такой уж превосходный инструмент для освобождения человека от лжи.

 

3. Прощение

Здесь д-р Андерсон вновь объединяет библейское понимание истины со своими собственными субъективными идеями и применяет это смешение в качестве следующего шага к решению духовных проблем. Прощение действительно является необходимой вещью в жизни каждого верующего (Лук. 6:37), а непрощение всегда будет отягощать его душу  Но Библия нигде не учит, что непрощение является каким-то особым грехом, открывающим дверь для демонической власти в жизни человека. Непрощение – это грех, который, подобно другим грехам, наносит ущерб духовной, а иногда и физической жизни христианина, и в этом грехе следует покаяться (Еф. 4:31-32).

В другом месте, на странице 159, Андерсон дает очень хорошее объяснение значения слова «прощение», особо сосредоточиваясь на его природе и его смысле. Однако после такого замечательного объяснения он снова переходит к ошибочному применению принципа прощения. Он предупреждает, что «мы не упустили, что к личностям, нуждающимся в нашем прощении, относятся также и Бог, и мы сами».[6] Согласно определению Андерсона, данному всего лишь одной страницей ранее, «прощение – это согласие жить с последствиями чужого греха». Это означает, что, говоря о том, что мы должны прощать Бога, Андерсон утверждает, что мы должны согласиться жить с последствиями Его греха против нас. Вероятно, что, говоря о прощении Бога, автор имел в виду наше согласие с Его волей. Но это не имеет ничего общего с прощением и ведет к неправильному представлению о Божьей природе. Лишь правильное понимание Бога и послушание Его воле является ключом ко всем духовным победам.

 

4. Избавление от бунта

Внутренний бунт, или восстание против Бога, также правильно определяется автором как важный элемент, который нарушает отношения верующего с Господом и его духовное состояние. Писание говорит, что для того, чтобы следовать за Христом, нужно вначале отвергнуть себя и потом уже жить в ежедневном подчинении Господу (Лк. 9:23). Подчинение должно быть чем-то бóльшим, чем просто единичное действие четвертого шага, которое якобы способно разрушить силу дьявольских твердынь. Покорение себя Богу должно стать действительным смыслом жизни для каждого истинного верующего.

 

5. Покорение гордости

Этот шаг аналогичен предыдущему. Гордость – основное оружие сатаны. Как и в ситуации с бунтом, возрастание в смирении должно быть постоянной целью каждого христианина. Это один из основных элементов не прекращающегося всю жизнь процесса освящения. Связывать его с единичным событием во времени как с определенной предпосылкой для свободы от демонического влияния, значит, не принимать во внимание библейский процесс освящения.

 

6. Освобождение от рабства греха

Здесь д-р Андерсон ведет речь о явлении, известном как «привычный грех». Странно, что борьба с привычным грехом представлена в числе шагов к освобождению от демонического контроля. Говоря о власти сатаны, или одержимости, Андерсон много раз утверждает, что это явление может выражаться в «привычном грехе», от которого у человека нет сил освободиться. Он предлагает вначале освободиться от таких грехов, чтобы получить свободу от одержимости. Похоже, что автор здесь не совсем последователен. В лучшем случае, его позицию можно представить следующим образом: он призывает, чтобы верующий сам разорвал власть «мелких» привычных грехов, чтобы избавиться от демонической зависимости в других «крупных» привычных грехах. Вся эта эквилибристика, конечно же, не основана на Библии.

 

7. Отречение от грехов, совершенных предками

Этот шаг содержит в себе одну из самых серьезных проблем всей системы освобождения от одержимости, предложенной д-ром Андерсоном. Он основан на предпосылках, не подтверждаемых Библией. Андерсон цитирует Исх. 20:3-5 как основание для своих взглядов. Однако внимательное изучение этого отрывка показывает, что там нет речи ни о каких «твердынях», передаваемых от родителей детям, и, конечно же, абсолютно ничего не говорится о необходимости отрекаться от грехов, совершенных предками. Это место Библии утверждает, что грех, совершенный против Бога, будет наказан. Вновь, как и много раз перед этим, Нил Андерсон вкладывает предварительно принятую идею в библейский текст и потом представляет ее как основанную на Библии.

Содержа в себе некоторые элементы истины, книги, подобные «Разрывающему оковы» Нила Андерсона,[7] представляют небиблейский подход к решению проблемы греха и его последствий. Выступая против суеверий и идолопоклонства, эти авторы в то же время предлагают систему решения проблем, которая большей частью сама состоит из суеверий и ритуальных элементов. Из-за полной субъективности этой системы душепопечитель, или освободитель, становится главным элементом в процессе освобождения человека. Он является «экспертом», якобы обладающим особыми сверхбиблейскими знаниями и, самое главное, опытом в решении различных видов проблем демонической зависимости. Повторюсь, эта мысль совершенно чужда библейскому учению.

Другая проблема этой системы лежит в процессе выявления одержимости. Никто из «экспертов» не может дать ясное и конкретное определение признаков демонической одержимости. Ее всегда описывают, начиная со слов «она может включать в себя…», что не дает никаких объективных оснований, чтобы отличить демоническую одержимость от других разновидностей человеческих проблем. И тут есть только два возможных варианта решения данного вопроса. Первый – это видеть демоническое влияние в любой проблеме, и поэтому изгонять бесов изо всех и из всего. Второй – экзорцист становится единственным, кто знает и может субъективно определить, имеет ли он дело со случаем демонизации или нет. В этой ситуации экзорцист наделен полной властью. Утверждение, что демоны могут прятаться даже от своих жертв (некоторые из освободителей считают, что демоны могут прикрываться той или иной болезнью, чтобы ввести в заблуждение как саму жертву, так и того, кто пытается помочь ей[8]), делает весь процесс полностью зависимым от субъективного мнения «эксперта». Алекс Коня объясняет это так:

«Единственным путем, открытым для определения демонической одержимости в этих случаях, является допущение каких-то сверхъестественных способностей видеть мир духов. Эти сверхъестественные способности чаще всего представляются как интуитивная способность «эксперта» ощущать присутствие демонов либо как способность производить особые конфронтационные тесты с демонами, заставляющие их проявиться».[9]

Кроме того, что эти идеи совершенно небиблейские, идея конфронтационных тестов основана на ложной предпосылке, что демоны всегда будут говорить правду, что не является фактом. Остается только один вариант – основываться на субъективном авторитете экзорциста. Вместо того, чтобы решать проблемы людей библейским путем, сторонники этой группы предлагают методы, основанные на их собственном опыте, делая себя «экспертами» в высшей инстанции.

 

 


[1] Там же, 151.

[2] Там же, 68-69.

[3] Там же, 69.

[4] Там же, 152.

[5] Там же, 155.

[6] Это предложение по каким-то причинам опущено в первом издании русского перевода «Разрывающего оковы».

[7] Назовем две книги из множества опубликованных в России, которые подпадают под эту категорию: Эмиль Кремер, Открытые глаза (Germany: Христианское издательство, 1991); Ф. Ж. П., Противостойте ему! (Неясно, где и когда была напечатана эта книга. Имя автора также скрыто. Единственное сведение об авторе в предисловии – широко известный христианский писатель из Беларуси В. Канатуш).

[8] Dickason, Demon Possession, 45.

[9] Konya, Demons. 84.