«Разумная» позиция

 

Автор А. Коломийцев

Среди первых книг,[1] представивших русским верующим ЕХБ современные методы духовной борьбы, была книга «Пробуждение начинается с меня» Людмилы Плетт.[2] Она написана в России, хотя автор записывала ее со слов немецкого пастора Эрло Штегена, который живет и несет служение в Южной Африке. Основная мысль книги – что необходимо делать, чтобы произошло духовное пробуждение. Эрло Штеген утверждает, что после двенадцати лет безуспешного служения он имел особое переживание покаяния и исповедания своих грехов, что и привело к удивительному пробуждению среди людей племени зулу в Южной Африке. Это пробуждение сопровождалось мощным излиянием исцеляющей Божьей силы, что включало в себя много случаев изгнания демонов. Основную богословскую позицию Эрло Штегена можно охарактеризовать как близкую к Движению исцеления, распространенному в США в начале ХХ века. Книга не содержит отдельного учения о методах освобождения, но она поднимает вопрос об их необходимости.

Плетт и Штеген сосредоточивают свое основное внимание на условиях, необходимых для пробуждения. Однако все их утверждения строятся на собственных эмоциональных переживаниях, которыми, на их взгляд, и должна подтверждаться вера. Книга повествует о пробуждении, которое произошло в Мапумуло, в Южной Африке, в 1960-х годах. Данный опыт приводится как образец истинного пробуждения, который может быть использован теми, кто ищет более тесных взаимоотношений с Богом. Книга кажется очень привлекательной, в ней много чудес, люди спасаются даже без проповеди Евангелия и свидетельства, описываются удивительные исцеления, покаяние ведьм и колдунов. Все это приковывает интерес человека, утомленного своим серым, будничным христианством, и как бы указывает на «настоящую жизнь», которая известна немногим, и потому особенно зачаровывает.

Много говоря о нужде освящения, посвященности и других истинных достоинствах христианской жизни, авторы высказывают совершенно субъективные мысли и делают выводы, которые не основаны на Писании, но которые, по их словам, были частью их опыта. Так, например, говоря о крещении огнем, Штеген дает определение этой доктрины, исходящее не из Писания, а из субъективного опыта, который пережили некоторые люди вокруг него во время пробуждения. Вот как он об этом рассказывает:

«Первый случай произошел в Мапумуло – месте, откуда началось пробуждение. Однажды мы вместе молились, по обыкновению: «Господь, Ты в Своем Святом Слове сказал нам: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лук.12:49). Мы здесь, Господь! Зажги в нас святой огонь! Крести нас Твоим Святым огнем и Твоим Духом!» Иначе говоря, мы напоминали Господу слова, сказанные Иоанном Крестителем: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лук.3:16).

Потом, когда мы помолились этой молитвой, что-то произошло, чего никогда не бывало раньше. Один человек внезапно воскликнул: «О! Горе мне! Мои глаза горят огнем! О, я горю! Я человек с нечистыми устами! О, Господь, пожалуйста, прости меня!»[3]

Штеген описывает еще несколько случаев похожих переживаний, представляя это как Божий ответ на молитвы о крещении огнем. Основная проблема такого подхода заключается в том, что переживания управляют мышлением. Истина определяется не Писанием, а человеческим опытом. Книга производит впечатление и как бы навязывает вывод о том, что если тот или иной опыт хорош в целом, если он привел к пробуждению и люди спаслись, значит, и все составляющие этого опыта нужно принимать как веские и правильные.

В таком контексте книга подходит к сути вопроса о демоническом влиянии и служении освобождения. Штеген не обсуждает его подробно, он только кратко упоминает некоторые случаи как что-то обычное для пробуждения. Но если принимать во внимание эти пленительные рассказы о чудесных случаях, которые были подтверждены большим количеством покаяний, то описание процесса пробуждения покажется столь же авторитетным, как основанная на Библии истина. Вот один из таких рассказов Штегена об освобождении:

«В этой женщине, которая работала в судебной администрации, жил легион злых духов, которые сказали нам, что не оставят ее плоти без пролития крови. Это в самом деле произошло, в течение нескольких часов кровь лилась у нее изо рта, пока ее покидали нечистые духи».[4]

Эта история содержит несколько элементов, типичных для современных движений освобождения. Изгоняющий общается с демонами, слова демона исполняются, процесс освобождения длится несколько часов. Хотя Штеген не представляет дидактического учения о служении освобождения, как это сделали последующие авторы, но он представляет несколько принципов, не подтвержденных Библией, но зато подтвержденных его собственным опытом.

Субъективный опыт людей, которые изображены в этой и других подобных книгах Божьими воинами, становится элементом, имеющим великую власть. Авторов мало беспокоит истинный смысл используемых ими мест Писания. Если текст говорит что-то похожее на то, что они пережили, значит, так и должно быть, так как это подтверждено большим количеством покаяний. Основная проблема книги «Пробуждение начинается с меня…» заключается в том, что она распространила и утвердила подход к вопросам духовной жизни, который превозносит субъективный опыт над истинным значением Писания. Это распахнуло дверь для многих других идей и учений, исходящих из данной позиции.


 

[1] Другие книги, появившиеся в то же самое время, были написаны пятидесятническим проповедником Дереком Принсом. Они говорили о предмете меньше, но более прямо, чем книги Людмилы Плетт, были менее детализированы и непосредственны, чем те, что появились позже.

[2] Людмила Плетт, Пробуждение начинается с меня… (West Germany: Bibel-und Schriftenmission e.V. 1991).

[3] Там же, 154.

[4] Там же, 141.