Проблема «Точки опоры»

 

Автор А. Коломийцев

Одной из причин, побудивших Нила Андерсона к созданию его системы служения освобождения, было желание показать, что верующие во Христе не должны нести бремя самообвинения за некоторые грехи, которые их порабощают. Он пишет: «Тот, кто говорит, что демон не может контролировать часть жизни верующего, оставил нас лицом к лицу только с двумя возможными виновниками проблем, с которыми мы сталкиваемся: мы сами и Бог».[1] В то же время он не хочет соглашаться с мыслью, что верующий может обвинять во всех своих грехах бесов. И здесь он приходит к мысли о том, что верующий может дать дьяволу «точку опоры». По его мнению, не будучи ответственным за поведение, которое было вызвано демонической властью, верующий ответственен за то, что «дал место» демону в каком-то аспекте своей жизни. Д-р Андерсон пишет:

«Я никогда не соглашусь с тем, кто говорит: «Дьявол заставил меня это сделать» Нет, он не заставлял вас, вы сами это сделали. Где-то в своей жизни вы «дали место» дьяволу. Он попросту воспользовался возможностью, которую вы ему дали».[2]

Используя это неясно представленное утверждение, Нил Андресон развивает еще одну систему принципов духовной борьбы. Согласно его учению, определенные греховные действия верующего предоставляют демонам доступ, чтобы захватить власть над определенной частью их души. Не всякий грех открывает двери сатане. Андерсон определяет грехи, которые дают место дьяволу, как «серьезные и затянувшиеся».[3] Однако в другом месте он (и другие авторы с такими же взглядами) утверждает, что дьявол может найти место в жизни верующего не только благодаря его собственным грехам, но даже в том случае, если кто-нибудь совершил большой грех против него или если его предки участвовали в каком-нибудь виде демонической активности.[4]

Библия не дает совершенно никакого основания говорить не только о каких-то «особых» путях проникновения сатаны через открытую дверь души верующего, но даже о идее «точки опоры для дьявола», так как она представлена в работах Андерсона. Цитируемый им текст из Еф 4:27 ничего не говорит о мистическом доступе, который дьявол якобы получает к человеческой душе, в результате греха. Говоря «не давайте места дьяволу» апостол Павел просто предупреждает о том, чтобы христиане предоставляли свою жизнь в распоряжение Богу, вместо того, чтобы продолжать исполнять желания испорченной грехом плоти, служащей дьяволу. В начале второй главы этого послания, Павел ясно представляет, что неверующий человек находится под властью дьявола (Еф 2:1-3). Это не означает, что все неверующие люди одержимы бесами. Они просто делают противное Богу, подчиняясь своим плотским желаниям. В четвертой главе, Павел призывает верующих не поступать так, как поступают «прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божьей…» (Еф 4:17-18). Это простой призыв к жизни победы над грехом, а не к какой-то таинственной борьбе с дьяволом.

Кроме того, Писание нигде не учит о том, чтобы грехи, большие или малые, личные или передавшиеся от предков, могли послужить причиной демонизации. Андерсон приводит пример с Петром, которому Иисус сказал: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу» (Лук.22:31). Он пытается подогнать этот стих под свою систему, задавая вопрос: «Какое право имел сатана выдвигать такое требование? Петр, по-видимому, дал сатане повод своей гордыней, когда спорил с учениками о том, кто будет бóльшим» (Лук. 22:24).[5] Однако это предположение не основывается на тексте Писания. Идея «места для дьявола» считается Андерсоном здесь уже доказанной и используется как уже существующая предпосылка для объяснения обстоятельств, в которых оказался апостол Петр. Все это построено на вымыслах, но не на библейской истине. Писание не проводит никакой связи между желанием Петра быть бóльшим и просьбой сатаны «сеять их». Чтобы отталкиваться от этой мысли, нужно сначала привнести ее в текст. Существует множество возможных ответов на поднятый вопрос о праве сатаны просить сеять учеников как пшеницу. Сначала следовало бы задаться вопросом, почему сатана не имеет права чего-либо просить? Он хочет навредить каждому и, возможно, требует от Бога, чтобы Он убрал Свою защиту с каждого человека, как это явно показано в примере с Иовом (Иов 1:6-12). Также в Откровении 12:10 четко утверждается, что сатана день и ночь клевещет перед Богом на детей Божьих.

Так называемый принцип «повода для сатаны» основан на небиблейской градации грехов, когда некоторые из них, по мнению авторов названной системы, могут дать сатане почву, чтобы проводить демоническое вторжение. Однако в Гал. 5:19-21 написано, что человек может быть вовлечен во множество больших грехов, таких как сексуальная развращенность, идолослужение и даже колдовство, и источником всего этого может быть не дьявол, а его собственная плоть, греховная природа.[6]

Все вышесказанное показывает, что сама идея «предоставления места дьяволу» взята не из Библии. Наиболее вероятно, что она позаимствована из современной психологии, которая учит, что люди могут иметь жизненные проблемы из-за каких-то травмирующих событий в прошлом, о которых они, возможно, даже забыли.

 


[1] Андерсон, Оковы, 141.

[2] Там же, 145.

[3] Там же, 139.

[4] Там же, 163, см. также C. Fred Dickason, Demon Possession and the Christian: A New Perspective. (Chicago: Moody Press, 1987), 121.

[5] Андерсон, Оковы, 141 (курсив мой – А.К.).

[6] Alex Konya, Demons. A Biblically Based Perspective, (Schaumburg, IL: Regular Baptist Press, 1997), 83.