Общие результаты наблюдений

 

Автор А. Коломийцев

Книги д-ра Андерсона о духовной борьбе представляют собой смесь правильных наблюдений и доктрин со спорными принципами и ошибочным применением. Он прав, когда говорит, что неверующие находятся в оковах сатаны. Однако он предлагает ошибочный способ разорвать эти оковы.[1] Вместо того, чтобы сосредоточиться на вере в силу Христа и послушании Ему, д-р Андерсон представляет идеи, которые, как и в случае с Эрло Штегеном, больше основаны на опыте, чем на библейской истине. Он допускает некоторые небиблейские идеи в основе своей позиции, но эти, на первый взгляд,  казалось бы незначительные моменты приводят автора к выводам, совершенно чуждым Библии. Например, уча о связывании «сильного» на основе притчи Иисуса в Марка 3:27, Андерсон допускает несколько ошибок. Он применяет неправильное герменевтическое проведение аналогии, использованной Иисусом для того, чтобы проиллюстрировать Свое утверждение, и помещает его в основу своего учения. В притче Иисус не учит о необходимости связывания сатаны. Он ясно говорит, что Он изгоняет демонов силой Божьей, превосходящей силу сатаны. Начав с неправильной предпосылки, автор развивает необоснованную систему связывания сатаны, говоря, что его следует связывать молитвой и чтением Писания. Вот описание Андерсоном подобного опыта в его жизни:

 

«Я начал с чтения Писания и молитвы вслух, каждой молитвы о связывании сатаны,

 которую только я мог вспомнить, чтобы освободить Билла.

Я был еще новичком в деле изгнания демонических сил в то время, поэтому хватался за любую соломинку.

После пятнадцатиминутной молитвы и чтения Писания Билл вдруг простонал:

«Господь Иисус, я нуждаюсь в Тебе». Потом он рухнул на свой стул…»[2]

 

Чтение Писания в этом случае сыграло роль своеобразного магического заклинания, которое разрушило силу сатаны. Возможно, Бог услышал молитву Андерсона и возродил Билла именно в тот момент. Бесспорно, что каждый неверующий находится в оковах греха и сатаны (Еф. 2:1-3). Но Библия не учит тому, что механическое чтение ее текстов с молитвой способно разрушать силу сатаны и освобождать грешника. В ней ясно сказано, что Дух Святой делает это благодатью по вере. Нам необходимо молиться Богу и доверять Ему – в Его власти освобождать людей. Но это не означает, что мы должны связывать сатану своими молитвами, чтением Писания или чем-нибудь еще.

Вооружение принципами, которые не были развиты в ходе серьезного исследования библейского текста, а позаимствованы из других источников, – одна из основных проблем Нила Андерсона и других сторонников современного служения освобождения. Когда человек не придерживается принципа «Библия, и ничего кроме Библии», он скоро окажется в море спорных  и необоснованных выводов. Несмотря на то, что Андерсон по большей части избегает более экстремальных заключений, которые были сделаны другими авторами на эту тему, все же иногда он приходит к весьма странным идеям. Так, в своем описании личности демонов Андерсон, обращаясь к библейскому эпизоду изгнания Иисусом демонов из одержимого в стадо свиней (Мк. 5:8-13), пишет: «Демоны – это духи, которые ищут свое место в органическом бытии, предпочитая небытию даже свиней»[3]. Это утверждение абсолютно необоснованно. Могло быть много причин, почему нечистые духи просили у Иисуса разрешения войти в стадо свиней. Наиболее очевидная из них – причинить людям хоть какой-нибудь вред. Однако автор берет свое необоснованное утверждение и развивает из него учение о привязанности демона к месту и территории. Другой пример – это идея Андерсона о способе, которым демон переселяется из одного человека в другого. Он пишет: «Если существует такая вещь, как переселение демона из одного человека в другого, я бы сказал, что незаконная половая связь – основной путь, чтобы это произошло»[4]. Эта идея взята также не из Библии. Подобные измышления делают всю систему служения освобождения, развиваемую и распространяемую Нилом Андерсоном, небиблейской.

 


 

[1] Там же, 71-72.

[2] Там же, 74.

[3] Там же, p. 83.

[4] Там же, p. 111.