Библейский метод противостояния дьяволу

Автор А. Коломийцев

Иисус и Его апостолы имели особую власть изгонять бесов, и они делали это совершенно не так, как сегодняшние экзорцисты. Иисус и апостолы изгоняли демонов одним простым повелением и мгновенно, современные освободители тратят на эту процедуру часы, порой дни или даже недели и месяцы. В своих жалких попытках подражать тому, что делали апостолы и Иисус, современные экзорцисты похожи больше на колдунов.

Дело в том, что методы изгнания бесов, которые Бог предоставляет всем остальным верующим, отличаются от тех, которыми пользовались Иисус и апостолы. Давид Паулисон в своей книге «Столкновение сил» дает прекрасное обоснование этой позиции, доказывая, что методы, которые использовались Иисусом и Его учениками, были уникальными. Книги Нового Завета содержат четкие указания о правильных методах противостояния дьяволу. Не нужно искать особые знания в оккультных либо языческих источниках, чтобы обосновать подход к духовным явлениям. Для этой цели у нас есть Библия, которая в состоянии оказать нам всю необходимую помощь.

Библия провозглашает, что ее достаточно, чтобы подготовить верующего ко всякому доброму делу (2Тим.3:16-17). Одно из лучших библейских указаний о противостоянии дьяволу находится в послании к Ефесянам. Все это послание является хорошим примером правильной стратегии духовной борьбы. Апостол Павел предлагает верующим в Ефесе несколько шагов этой стратегии.

 

Возрождение

 

Шаг номер один в борьбе с дьяволом – это возрождение по благодати через веру. Во 2-й главе послания к Ефесянам доказывается, что для того чтобы победить демоническое влияние, необходимо перейти из мира сатанинской власти в мир власти Божьей. Павел объясняет, что люди переходят из-под власти сатаны во власть Бога через спасение.

«И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе»(Еф.2:1-7).

Один из аспектов сути спасения – это приобретение свободы от рабства князя, господствующего в воздухе, и переход под защиту Господа Иисуса Христа, победившего этого врага на голгофском кресте. Этот шаг обязателен, и для победы над дьяволом его достаточно для каждого, неважно, какие грехи, большие или малые, он творил до своего обращения. Все обремененные грешники нуждаются в покаянии, а не в особых ритуалах духовного освобождения. Сила спасения снимает любые грехи. Это происходит в результате процесса рождения свыше, о котором Иисус говорит Никодиму (Ин. 3:1-5). Человек, рожденный свыше, принадлежит Богу и свободен от любого демонического рабства (Ин. 10:27-30, Рим. 8:31-39, 1Ин. 5:18).

Духовный рост

Другой важный шаг, представленный Павлом в послании к Ефесянам как обязательный инструмент эффективного противостояния сатане, это духовный рост. В главе 4:13-17 он пишет:

«…доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви. Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего».

Способность противостать «хитрому искусству обольщения» происходит от общего возрастания верующих «в единство веры и познания Сына Божия». Для того, чтобы быть духовно сильным, верующий должен сосредоточить свою жизнь на личном познании Христа, а не сатаны и его уловок. Эдвард Гросс пишет о практике сосредоточения на освободительных методах следующее:

«Результат является таким, что человек познает больше демонов, чем Бога, таким образом, делая именно то, чего желает сатана… Стабильность приходит при понимании Писания и следовании ему».[1]

 

 

 

Прогрессирующее освящение

 

Утверждая, что христианину необходимо духовно возрастать, Павел показывает один из важнейших элементов этого роста. Это практическое подчинение Божьему слову, то есть постоянное, прогрессирующее освящение. Вторая часть четвертой главы полностью посвящена этому вопросу. Библейское освящение представлено Павлом в трех частях:

(1) обновление ума в соответствии с истиной Иисуса Христа (Еф. 4:20-21, 23);

(2) оставление прежних греховных привычек (4:22);

(3) облечение в нового человека, «созданного по Богу, в праведности и святости истины» (4:24). Здесь же Павел подчеркивает, что именно прогрессирующее освящение является наилучшей защитой от дьявола (4:27).

Одна из опасностей современного экзорцизма заключается в его попытке заместить истинное освящение какими-то чудесными действиями, которые, как он обещает, откроют настоящий путь к свободе от определенного греховного поведения. Вместо того чтобы побуждать сосредоточиться на поклонении Христу и послушании Ему, экзорцисты способствуют перекладыванию ответственности с человека на демонов, которые стоят за его греховными действиями. Занимаясь изгнанием бесов, люди не решают проблему своего греха библейским путем. Библия не предлагает руководства по освободительному служению в том смысле, как это понимают сегодняшние экзорцисты, зато она много раз говорит о поклонении Богу всем образом жизни и подчинении Его слову, что и гарантирует истинную свободу.

 

Принятие всеоружия Божьего

 

Апостол завершает свое послание призывом облечься во всеоружие Божье, что сделает возможным действенное противостояние дьявольским козням (Еф. 6:10-18). Описывая это всеоружие, Павел не говорит о фантастических обрядах или специальных молитвах, которые верующие должны использовать во время дьявольских атак. Он перечисляет основополагающие элементы христианской жизни, начиная с истины, праведности и готовности благовествовать, затем говорит о вере, спасении и Слове Божьем и заканчивает молитвой. Павел учит, что их вполне достаточно, чтобы одержать победу в духовных войнах. Каждый верующий должен возрастать в личном познании Христа. В его практической жизни не должно быть ничего мистического, обрядового.

 


[1] Гросс, Чудеса, 118.