- времена реформации.

Другой факт. Интересно, что когда произошла Реформация, то ее лидеры были единодушны в отказе от всех изображений. Вот как выражена эта позиция в труде Жана Кальвина: «Необходимо твердо держаться следующего принципа: всякий раз, когда Бога представляют в зримом образе, то нечестиво и злонамеренно умаляют Его славу….Отсюда мы можем заключить, что любые статуи или живописные изображения, в которых мы представляем Бога, прогневляют Его именно потому, что оскорбляют Его божественное величие…

Итак, мы приходим к следующему выводу: человеческий разум, будучи преисполнен гордыни и безрассудства, отваживается воображать себе Бога по собственной мерке; поскольку же он туп, и пребывает в звероподобном невежестве, то суетно мыслит вместо Бога всяческих призраков. Вдобавок ко всему, еще имеет наглое намерение выражать возникающие у него безумные фантазии о Боге во внешних формах. Поэтому дух человеческий зачинает идолов, а рука рождает их на свет. Пример Израильского народа показывает, что источник идолопоклонства именно в том, что люди совсем не верят в близость Бога, если не представляет Его себе в телесном облике…Израильтяне прекрасно понимали, что Являвший им Свою силу в стольких чудесах есть Сам Бог. Но они не верили, что Он с ними. Они хотели собственными глазами увидеть Его телесн ый облик, который засвидетельствовал Его присутствие. Повседневный опыт показывает, что именно такова человеческая природа, она не может успокоиться, пока не найдет отвечающей ее неразумию маски или призрачного образа, чтобы утешиться им, совершая как бы, поминки по Богу. И не было от сотворения мира такого времени, когда люди, повинуясь этой безумной страсти, не воздвигали бы изображений и знаков в уверенности, что в них являет им себя сам Бог». (Наставления  в христианской вере. книга1, гл.11)

Кальвин также ссылается на историю христианства, напоминая, что в первые 500 лет, когда христианство переживало расцвет в «храмах обыкновенно не было мазни».

Кальвин так же считал, что «если мы сравним различные эпохи, что целокупное достоинство тех, кто утвердил присутствие образов в храмах, во многом уступало достоинству тех, у кого не было образов. Поэтому я спрашиваю: можно ли думать, что святые отцы умышленно лишили церковь заведомо полезного и спасительного для нее? Напротив, они видели, что изображения совершенно бесполезны, более того чреваты большим злом. Поэтому они благоразумно их отвергали, вместо того, чтобы по забывчивости или беспечности их дозволить» (Наставления в христианской вере, кн. I, гл. 11).

Кальвин учил, что равно не уместным изображать Бога в какой-либо зримой форме, и поклоняться образу, потому что тем самым оскверняется божественная слава и извращается истина. Изображения Христа он так же считал неуместным.

Английские пуритане в своих трудах так же боролись против образов. Так в комментарии на вторую заповедь Томас Ватсон писал: «Бог должен быть почитаемым в нашем сердце, а не картинкой для глаз. Изображение Бога, нашего Спасителя, девы Марии является самым опасным из всех. Изображение человеческой природы Христа, не имея возможности изобразить Его божественность, является грехом, т.к. тем самым мы делаем Иисуса наполовину Христом, разделяя соединенное Богом и отбрасывая то, что делает Его Христом».

Известный слуга Божий, Джон Оуэн в своей книге « Слава Христа» писал так:

« Славу Христа мы созерцаем Верой, а не воображением! Гордые и глупые люди, имеющие смутные представления о славе Христа, не знающие ничего о настоящей природе этой славы, старались представить её в виде изображений и картин. Так изображает славу Христа католики, питая воображение и давая пищу для недуховных сердец суеверных людей. Но они заблуждаются, не зная ни Писаний, ни вечной славы Божьего Сына. Славу превознесения Христа невозможно увидеть или понять в этом мире кроме как ВЕРОЙ, которая вникает в Божественное откровение. Мы не можем созерцать славу Христа, представляя в своём воображении определённые картины человека на небесах. Мы можем видеть славу Христа, только верой и только через Писания.

…Несмотря на данную благодать, Церковь в этой жизни не приспособлена для общения со Христом через непосредственное созерцание. Поэтому попытки представить славу Христа с помощью картин и изображений ЯВЛЯЮТСЯ МЕРЗОСТЬЮ.

Единственное, к чему мы готовы сейчас, – это обитание в нас и с нами Христа Его Духом. В ветхом завете слава Христа была представлена внешними установлениями. Когда Христос был на земле, Его слава была спрятана под человеческой плотью. Но сейчас, говорит Павел, « если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» ( 2 Кор.5:16) Мы не знаем Его уже ни как в Ветхом Завете, ни как во время Его жизни на земле. Оставив землю, Христос послал Своего Духа, благодаря Которому ученики видят славу Христа лучше, чем когда Он был во плоти. Таково наше состояние сегодня.

…Многие люди пытаются увидеть славу Христа через картины, распятия и изображения. Но они могут повлиять только на внешние чувства, но сердце остаётся без изменения. ОНО СТАНОВИТСЯ ДЕРЕВЯННЫМ, ПОДОБНО ЭТИМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ.( Пс134:15-18) Такие люди подменяют славу Христа внешними обрядами и правилами, которые усердно соблюдают, отвергая при этом внутреннюю силу благочестия.

Тем не менее, благодаря этим попыткам увидеть славу Христа через изображения, мы узнаём, что все христиане чувствуют, что для любви ко Христу и уподобления Ему каким-то образом необходимо созерцать Его славу. Но в этом и состоит различие. Римская церковь говорит, что созерцать славу Христа можно через распятие, изображения и картины физическими глазами, тогда как мы говорим, что можем видеть славу Христа только верой в Евангелие, и никак иначе. ИЗОБРАЖЕНИЯ ТОЛЬКО ОТВРАЩАЮТ СЕРДЦА ЛЮДЕЙ ОТ ХРИСТА. Они никогда не смогут удовлетворить истинно духовного человека. ИЗОБРАЖЕНИЯ НРАВЯТСЯ ТОЛЬКО ДУХОВНО МЁРТВЫМ И СУЕВЕРНЫМ ЛЮДЯМ.

…такие лицемеры и ложные христиане, есть плевелы. Плевелы очень похожи на пшеницу. Некоторые, которых считают истинно верующими, из-за своей не умерщвлённой гордыни, зависти или беспечного нехристианского поведения, МИРСКОЙ ОДЕЖДЫ и схожести с миром дают повод для насмешек и издевательств. Такие верующие неугодны Богу. Через них бесчестятся Христос и Евангелие…

…Состояние духовного упадка и прочный духовный мир несовместимы. Так по отсутствию духовной радости и мира можно определить своё истинное состояние. Насколько гордость, эгоизм, ОБМИРЩЕНИЕ В МЫСЛЯХ И ОДЕЖДЕ, безнравственные разговоры имеют место в вашей жизни? Как трудно иногда отличить христианина и мирского человека по внешнему виду, поведению и разговорам! Многие, говорящие, что следуют за Христом, настолько ПОДРАЖАЮТ МИРУ, что их СВИДЕТЕЛЬСТВО ПРЕВРАЩАЕТСЯ В НИЧТО!!!!!

Вот причины бесплодности современного  христианства впавшего в ОБМИРЩЕНИЕ!!!

 

Даже этих кратких высказываний представителей Реформации достаточно, чтобы увидеть их трезвую позицию и то, что они считали недопустимым любые изображения Христа, в каких бы то ни было целях.

Уместно напомнить нам, протестантам, что греческое слово «икона» означает «образ, изображение». Несомненно, иконам и образам в их настоящем виде в православии сегодня, прежде предшествовали упрощенные изображения и картины. Рисунки Христа в детских Библиях, на пасхальных открытках, всевозможные наклейки с Его изображением, плакаты и фильмы про Него – все это иконы, т.е. изображения.

Неужели опыт католиков и православных ничему нас не научит?