- содержание заповеди.

 

Выражение «не делай» содержит запрет на изготовление изображений Бога. Почему? Ответ очень прост. Бог духовен и невидим. Ин.4:24. И во всем творении, каким бы благородным оно не являлось, нет подобия Ему, с чем или с кем Его можно было бы сличить. Ис.40:18.

То, что речь идет об изображениях именно такого рода видно из того, что Бог не запрещает искусство вообще и изображение священных реалий, например херувимов (ангельских существ). При этом следует сразу же уточнить, что, изготавливая херувимов на крышке ковчега в скинии и на покрывалах скинии, Моисей и мастера делали это не по собственной инициативе, а по прямому повелению Божьему, согласно проекту, показанному Моисею на горе Синай. Это уточнение говорит о многом.

Бог показал Моисею, что именно нужно изобразить. Как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе Евр.8:5. Из мира духовного (невидимого) изображалось лишь то, что показывал Бог и повелевал изобразить. Человеческая инициатива исключалась. Кроме того, есть разница в том, что бы изображать ангелов и пытаться изобразить Бога.

Слово «не делай» стоит первым в заповеди и, бесспорно, несет ключевую смысловую нагрузку. Некоторые не согласны с этим и пытаются смягчить этот запрет, истолковывая это слово в связи со словами – «не поклоняйся и не служи». Получается примерно следующее прочтение: не делай с целью поклонения и служения. Из этого толкования следует простой вывод, что если я не собираюсь поклоняться, то могу делать.  Считаю такое толкование не правомерным и спекулятивным. Если это так, то приведите хоть один пример из Библии, где какое то изображение, сделанное не с целью поклонения, Бог воспринял бы как нормальное и допустимое. Такого случая просто нет, но зато многократно встречаются тексты Писания осуждающие любые изображения. При этом интересно вспомнить случай с золотым тельцом. Евреи в пустыне во время долгого отсутствия Моисея, попросили Аарона - встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами.Аарон сделал золотого тельцаУместен вопрос: а кем являлся золотой телец, какую роль ему определили евреи?  И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! Увидев [сие], Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник ГосподуЭтого идола они отождествляли с Богом. Но вот как отреагировал Господь.  И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой,.. скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! И сказал Господь Моисею:..итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю ихИсх.32:1-10. Что вызвало гнев Господа? Неудачный образ выбрали евреи, не такой благородный? Нет! Сам факт идолопоклонства вызвал гнев Господа. Но, постойте, ведь они поклонялись через этого тельца настоящему Богу, который их вывел из Египта. И это все равно в глазах Господа явилось мерзким грехом. Так как ничего общего не имело с истинным Богом.

Вывод простой - любое изображение Бога незаконно и греховно. А поклонение изображению возникает неизбежно.  Это лишь вопрос времени.

Да, между всеми тремя словами в заповеди существует связь, но она следующая: не делай и не служи. Во-первых, вообще не делай, а во-вторых, и не служи. «Не служи» несет вторичную дополнительную нагрузку, а «не делай», основную. Это легко подтвердить самим Писанием. Вот, что написано в параллельном месте.Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо [гада], ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом. Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа, Бога вашего, который Он поставил с вами, и чтобы не делать себе кумиров, изображающих что-либо, как повелел тебе Господь, Бог твой; ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель. Если же родятся у тебя сыны и сыны у сынов [твоих], и, долго жив на земле, вы развратитесь и сделаете изваяние, изображающее что-либо, и сделаете зло сие пред очами Господа, Бога вашего, и раздражите Его, Втор.4:15-25. Как видим, это подробное наставление делается на основании слов: что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь. Во всем фрагменте только раз упоминаются слова «не служи и не поклоняйся», тогда, как запрет на изготовление изображения повторяется трижды в ст. 16,23,25. Таким образом, само изображение в попытке выразить истинного Бога запрещено категорично и является злом.

Слова «кумир и изображения» говорят о том, в каком варианте люди пытаются выразить Бога.

Слово «кумир» – это изображение, изваяние языческого божества; идол, истукан. (Даль.) Кумир является трехмерным, объемным изображением. Тогда как слово «изображение» говорит о рисунке или двухмерном изображении.

«Никакого» этим заявлением указывается  безусловность и универсальность запрета. Исключаются всякие художественные фантазии. Следующий подробный перечень того, чего не следует изображать, не случаен. Господь преднамеренно исключает любой прототип в тварном мире.

«Того, что» важное уточнение, исключающее спекуляции и увертки и так же усиливает запретное значение заповеди.

Бог есть дух, и как таковой Он невидим. Ин.4:24, 1Тим.1:17. Именно поэтому любое изображение Бога лишено основания. На страницах Библии встречаются антропоморфизмы, литературные приемы, где Господь представляет Себя в образе человеческого тела. Но они используются для описания, а не для того, чтобы делать вывод, что у Бога есть какая-то телесность. Истинная сущность Бога не имеет материальной составной. И этот факт делает любую попытку изображения Бога глупой и дерзкой. Осуждая изображения и следующее за ним поклонение, Господь говорит: «Я Господь, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам.» Ис.42:8. Итак, делая изображения и облекая невидимого и великого Господа в образ, люди покушаются на Его Славу и извращают истинное поклонение. Эта практика очень оскорбляет Самого Господа. К сожалению, о чувствах Господа мы не думаем или думаем, но не в первую очередь.

Правда, в Ветхом завете описаны случаи, когда Бог зримо и в человеческом облике являлся  некоторым людям, Аврааму, Иисусу Навину, Исаии и прочим. Как это понимать?

Во-первых, эти видения предназначались для «избранных», а не для всех. Во-вторых, видения длились,  как правило, непродолжительно и происходили по инициативе Самого Бога. В результате таких видений никто из них (те, кто видели) не ввел образы в свою практику почитания Бога. Тем более, у нас нет для этого повода. И самое главное – мы должны строить свою веру по заповедям Библии, а не по описанию примеров. Практика богопочитания должна строиться на заповедях «твердо держите в душах ваших», а не на опыте и субъективном мнении людей. Глупо противопоставлять иллюстрации в Библии Ее заповедям. Нормативным для нас являются заповеди.

Идолопоклонство в истории и народах принимает разные формы, и греки в этом вопросе всех благороднее – представляют божество в виде человека. Но Бог не сравнивает различные формы и образы между собой как более или менее приближенные к истине, а беспощадно отвергает любую форму и образ представляющие Его.

Выражение «не поклоняйся и не служи»- говорят более чем только о физическом действии. Конечно же, физический поклон не всегда имеет смысл религиозного преклонения. Но в данной заповеди запрещается любые действия почтения в отношении изображений. Дан.3:7. Я полагаю, что речь идет как о физических действиях, так и о мыслительных процессах. Веровать как в божество, в святыню. Относиться к кому- нибудь или к чему-нибудь с почитанием, чтить.   . 4 Цар.10:18-19, Дан.19:35.

Бог  «Ревнитель». И это Его реакция на духовную измену. «огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его. Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля; 60 отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками;» Псл.77:58-60. Бог не терпит соперников. Ис.42:8. В этом слове содержиться суровое предупреждение Милосердного Бога.