Можно ли (позволительно ли) делать изображения Иисуса Христа и использовать это в религиозных целях?

 

Этот вопрос имеет прямую практическую направленность (ценность).

Имеет отношение к практике богопочитания (поклонение) и  имеет отношение к практике служения (благовестие, обучение).

Ряд христианских конфессий, такие как православная церковь  и католическая церковь, на поставленный вопрос  дают положительный ответ. Использование изображений в богослужебной практике и в евангелизационно – воспитательных целях  у них обосновано доктринально. Все служение этих церквей неразрывно связано с изображениями, они не отделимы друг от друга.

Протестанты значительно отличались в этом вопросе от католиков и православных. У протестантов нет практики почитания образов (официально нет, нет доктрины), но в тоже время различные изображения присутствуют и используются в евангелизационных целях, а так же для наглядности при обучении. В последние десятилетия  это практика возрастает и расширяется. Появились иллюстрированные детские издания с изображениями Христа и ангелов. Сняты кинофильмы про Иисуса Христа, широко используются театрализованные постановки на Евангельские события. Ко всему этому стоит добавить плакаты, наклейки, брелки, календари, комиксы, где изображен Иисус, а точнее изображение, подразумевающее Христа. И воспринимаются это все естественно,  как само собой разумеющееся.

Правильно ли это?

Что это? Влияние католицизма и православия или своя собственная протестантская культура (религиозная).

На чем основана эта практика – на опыте или на Библии? Что говорит Библия или она молчит?

Оправдывает ли цель средства?

Вот как, например, отстаивает законность иконопочетания апологет православия дьякон Андрей Кураев.

1. Библия не запрещает изображение священных реалий (Исх. 25:18,22) и при этом ссылается на пример изображения херувимов в храме. И хотя из самого текста, очевидно, что речь идет не о Боге, а об изображении Ангела. Причем делаются эти изображения по повелению Бога. Что это значит, и в чем смысл этого уточнения увидим позже.

2. Изображение Бога стало возможным с пришествием Христа в мир. 1Ин. 1:1-2; Ин. 14:9 «…видевший Меня (Ин. 1:18). Другими словами, с пришествием Христа изменились и сущность, и способ поклонения. То, что было недопустимым и немыслимым в Ветхом завете стало возможным в Новозаветное время.

3. Изображение полезно для обучения и благовестия в качестве наглядности (Мтф. 22:20) «Икона» – Библия для неграмотных и для язычников, как картинки для детей.

4. Изображение важны и полезны, как напоминание о Боге. Стимулируют наши мысли, думы о Боге;  дают молитвенный настрой.

5. Иконам и изображениям не поклоняются, а их почитают; но поклонение отдают Богу. Примером могут служить фотография родных людей, вещи из дома, земля с родины.  Это своего рода мостик от человека к объекту посвящения.

6. Бог принимает поклонение Себе через образы. Моисей кланялся на терновый куст, Иаков кланялся наверх жезла своего Евр.11:21, люди кланялись Ангелу Господнему и т.д.

7. В Новом завете нет повеления писать иконы, но нет и запрета на эти действия. Иконы суть естественная духовная потребность, возникшая по вдохновению от Духа Святого.

В Библии нет повеления апостолам написать Новый завет, но он написан, и никто не оспаривает законность этого факта. Требование Ветхого завета  на этот счет не актуальны в новозаветную эпоху. Новый завет не смотрит на вопрос изображений, как это делает Ветхий завет.

8. Эсхатологический аргумент (Откр. 13:14-15). В данном случае антихрист сделает образ (икону) для того чтобы люди покланялись ему через этот объект. Кураев полагает, что это ложное поклонение антихрист вводит в расчете на существующую практику почитания икон и в те эсхатологические времена. Другими словами почетание икон будет и в то время. И сатана воспользуется этой «доброй» практикой в злых целях. (А.Кураев. Протестантам о православии. Стр.78-95)

Во всех этих аргументах присутствует некая полемическая сила, но все же, эти аргументы не основаны на Писании и логика их спекулятивна. Весомость сказанного открывается применительно к обывателю, но для знающего Библию христианина вес этих аргументов не велик, и опровергнуть их нетрудно.

Конечно, в целом протестанты не согласятся с практикой почитания  икон  в православной и католической церквях, но у протестантов тоже есть изображения Иисуса Христа и священных событий. Имеются даже кинофильмы про Христа по Евангелию. Какова их природа? Чем обосновано их наличие? Не являются ли эти изображения протестантскими иконами? И вот тут-то возникает полемика среди самих протестантов. Исторически протестантов отличал принцип «solo scriptura» -только Библия», вся практика служения и поклонения должна основываться на том, что говорит Библия. И что же Библия говорит по этому вопросу?

Ища ответ на поставленные вопросы, первым следует выдвигать Библейские аргументы. Во вторую очередь исторические – история Церкви. И, в-третьих, логические аргументы  и ассоциации. Наше исследование будет развиваться именно в такой последовательности.

Я конечно же не претендую на высокий профессионализм и на способность дать исчерпывающий ответ на поставленный вопрос. Предполагаю, что сказанное мной для кого-то будет убедительным, а для кого-то нет. Но если, прочитав этот трактат, вы задумаетесь над этим вопросам сами, то я полагаю, что моя цель достигнута.