- действие заповеди в новозаветную эпоху

 

Иисус действительно Бог и человек одновременно. И как человек Он имеет тело. Даже сейчас на Небе Он в Теле. Оно прославленное тело, но все же тело. Не дает ли в таком случае сам этот факт основания для изображений Христа? К этому стоит добавить и тексты Писания, где речь идет о проявлении Божественности в телесности. Ин.1:18,  14:8-10 Кол.1:15, Кол.2:8.

Ответ заключается в следующем. Заповедь имеет то же действие, что и в ветхозаветное время. В своей первой проповеди Иисус ясно заявил Свое отношение к закону. Мтф.5:17-19. Закон, о котором говорит Спаситель, это в первую очередь десять заповедей, сердцевина. Кто не согласен с таким толкованием слова закон, рекомендую внимательно изучить в каком значении используется это слово Христом. О том, что речь идет в первую очередь о десяти заповедях видно из самого контекста. Мтф.5:21-26 – заповедь не убей, ст.27-32 – не прелюбодействуй, ст. 33-37 – не лжесвидетельствуй.

10 заповедей это универсальный закон Божий. Человек им не оправдывается, но человеку предписано жить по нему. Этот закон не нравственный, а духовно-нравственный. Христос отменил действие Ветхого  завета  и всего ветхозаветного домостроительства, включая религиозные и церемониальные предписания, обряды, жертвы. Но 10 заповедей не отменены. (Мтф. 5:17-20.) Декалог унифицируется в две заповеди, но не упрощается (Гал. 5:14; Рим. 13:9-10). Именно этот закон «мы утверждаем верою» (Рим. 3:31).

Ничто во всем Новом завете не отменяет действие второй заповеди. На этот счет нет нового предписания. А если нет нового предписания, то действует прежнее. В Ветхом завете запрет на любую попытку изобразить Бога, столь частый и категоричный, так что, если бы в Новом завете этот запрет был отменен, то отмена должна была прозвучать, очевидно, как, например, это произошло в случае с четвертой заповедью (заповедь о субботе). Рим.14:5-6; Кол.2:16-17;  Но ничего подобного мы не находим. Вывод прост: Новый завет ничего не говорит об изображениях потому, что положение Ветхого завета по этому вопросу остается в силе.

Тексты писания: «Бог явился во плоти.., единородный Сын явил.., обитает вся полнота Божества телесно.., видевший Меня видел и Отца», говорят о чуде Богоявления через воплощения. Говорят они и о Божественности Христа и, конечно же, о том, что Бог приблизился к нам самым непосредственным образом, став человеком, не перестав быть Богом. Но в них не следует искать оправдания для изображения Христа.

Интересно и то, что Новый завет не содержит описаний внешности Иисуса. И это не случайность, а позиция, как апостолов, так и первых христиан.

У Исаии читаем о Христе - нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Ис.53:2. Внешность Господа была заурядной, обычной. Но апостолы в своих посланиях не сообщают подробности Его внешности, напротив, приучают нас смотреть на Христа в свете Его дел и Его характера. 1Петр.1:8, 1Ин.1:1-4, 2Петр.1:16-19. И Сам Господь желал, чтобы мы стремились видеть Его славу, а не Его земное уничижение (телесность). Ин.17:24.

Единственное описание Господа мы находим в Откр.1:13-15. Это мало что дающее описании. И не удивительно, ведь славу Христа нельзя передать словами. Но подойдем к этому беспристрастно и обнаружим, что это описание ничуть не похоже на изображения на наших пасхальных открытках и в детских Библиях.

Хотя по логике, и с учетом стереотипов того времени, изображения были бы уместны в среде обращенных язычников. Нетрудно смоделировать ситуацию, когда в ответ на духовную нужду паствы и для улучшения восприятия Евангелия апостолы легко могли бы создать с помощью художников изображение Иисуса с высокой точностью соответствия. И, несомненно, они бы это сделали, если бы думали об Иисусе как о праведном и уникальном учителе от Бога. Но коль скоро Иисус, более чем только великий человек, а Сам Бог во плоти, то изображать Его недопустимо в свете второй заповеди.

Боговоплощение уникально и чудесно. Мы не можем разделять личность Христа и говорить о Нем только как о Боге или только как о Человеке, пусть даже с большой буквы. Христос Богочеловек. Поэтому, изображая Его физически, мы усекаем Его сущность в целом. Самый искусный художник не сможет передать божественность Христа.

И, если признавать Иисуса только человеком является грехом, и мы называем такое мышление либерализмом, и чтить Его лишь как человека, тоже грех, то кольме паче изображения Христа. Ведь никак они не передают Его Божественности.

Иисус не передавал телесный облик Бога. В воплощении Бог самым непосредственным образом говорил и действовал. Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,  в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Евр.1:1-2. Именно так осознавал Себя Сам Господь. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.  Иисус сказал ему: …Видевший Меня видел Отца; …Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. 11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. Ин.14:8-11.

Следует со всей трезвостью учесть и тот факт, что всякое имеющееся изображение не соответствует образу реального Христа. Кто-то скажет ну и что в этом страшного, главное, что с помощью этого изображения мы передаем дела Иисуса. Передаем наглядно историю. Позволю себе не согласиться с этим смелым и фамильярным заявлением. Если вы пришли в фото салон за своей фотографией, а вам предложили фото, на котором изображен не известный вам человек. Как вы поступите? Конечно же, вам это не понравиться и вы будете требовать свое. Но позвольте, что в этом такого страшного? Вы человек и на фотографии человек, вы мужчина и на фотографии мужчина, вы русский и он не чернокожий. Подумаешь, что у него нос другой и залысины на голове и возрастом он лет на двадцать вас постарше. Главное то идею передать. Нам не понравится не наше изображение, а почему Богу должно это нравиться?

Итак, мы видим, что у нас нет основания и необходимости в изображениях Христа. И библейски оправдать эту практику, на мой взгляд, невозможно.