Свидетельства Кирилла Иерусалимского

 

Святитель Кирилл, епископ Иерусалимский, показывает, что церковь эры отцов в середине четвертого века держалась Св. Писания, как своего единственного авторитета.  Кирилл написал «Поучения огласительные и тайноводственные», экстенсивную группу лекций данную новообращенным о главных доктринах христианского вероучения.  Основывал он свое учение на Писании.  Дело в том, что его труд был основан на учениях Св. Писания и ничего больше от внешней традиции, независимой от Св. Писаний.

Катехизис у Св. Кирилла показывает два четких примера исключительной зависимости от Св. Писания.  Он ясно утверждает, что свои слушатели должны отказаться от своего учения, если оно не подтверждается Св. Писанием.  Его авторитет как епископа и учителья был основан только на его согласии с учением Слова Божьего.  Он писал:

«Учение это запечатлевает в мысли твоей непрестанно, сейчас оно изложено тебе сокращенно; если же позволит Господь, то по возможности изложено будет оно с доказательствами из Священного Писания. Ибо никакая Божественная и святая тайна веры не должна быть сообщаема без Божественного Писания и не должна основываться на одной лишь вере и избранных словах. Даже не верь мне, когда я просто говорю тебе о Нем, если на мои слова не будешь иметь доказательства из Божественного Писания. Ибо спасающая нас сила веры зависит не от выбора слов, но от доказательства Божественными Писаниями.»[1] 

Дальше он писал:

«Веру же, как в учении, так и в исповедании старайся иметь и держать ту только, которая ныне сообщается тебе Церковью и которая утверждена всем Писанием. Поскольку же не все могут читать Писания, но одним неумение, а другим какие-либо занятия препятствуют познать их, то, чтобы неведением не погубить души, мы в немногих стихах заключаем все учение веры, и желательно, чтобы вы при самом чтении запомнили его, и сами по себе со всем тщанием повторили, не начертывая его на бумаге, но воспоминанием напечатлевая его на сердце, и при изучении его, остерегаясь того, чтобы оглашенный как-либо не выслушал сообщенного тебе. Желательно, чтобы имели вы учение это напутствием во все время жизни и кроме его не принимали никакого, даже если бы сами мы, изменившись, стали говорить противное тому, чему теперь учим, или если бы   враждебный ангел, преобразившись в Ангела Света, хотел обольстить тебя. Аще бо мы или Ангел с небесе благовестих вам паче того, что приняли вы ныне, анафема да будет (Гал. 1, 8-9) у вас. Теперь пока от настоящего чтения начертай в памяти истины веры, а в свое время на каждую из них извлеки доказательство из Божественного Писания, ибо истины веры не так составлены, как бы хотелось людям, но приличнейшие места, будучи собраны из всего Священного Писания, составляют учение веры. И как семя горчичное из малого зерна много пускает отраслей, так и эти истины веры в кратких словах вмещают все ведение благочестия, содержащегося в Ветхом Завете и Новом. Итак смотрите, братья, держитесь преданий, которые принимаете теперь, и напишите их на сердцах своих.»[2]

Стоит заметить, что Кирилл утверждает, что учения катехизиса передают традиции слушателям.  Он уговаривает их держаться традиции, которую получают.  Но откуда приходит такая традиция?  Ясно, что она приходит из Св. Писаний, учения или традиции или откровения от Бога.  Традиция, которую «первоначальные апостолы» получили от Христа и передали церкви, была записана и сейчас доступна в письменной форме в Библии.  Еще необходимо заметить, что Кирилл ни разу не обращался к никакой устной традиции вне Св. Писаний чтобы защищать свои учения новообращенным.  Целое вероучение у него был основано только на Слове Божьем.

 

 

 


[1] Святитель Кирилл Иерусалимский, «Поучения огласительные и тайноводственные» http://www.mystudies.narod.ru/library/c/cyril_jerus/pouchen/4.html

[2] Ibid., http://www.mystudies.narod.ru/library/c/cyril_jerus/pouchen/5.html